Открытый урок математики "В гостях у сказки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  1. Закрепить ЗУН составление и решение задач по двум данным.
  2. Закрепить вычислительные навыки, знания компонентов сложения и вычитания, их взаимосвязь.
  3. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  4. Воспитывать чувство взаимопонимания, взаимную выручку.

Оборудование: два домика, две переносных доски, раздаточный материал, разноуровневые карточки, три горшочка, морковки, фигурки Винни Пуха, Пяточка, Кролика, Совы, Ослика Иа, аудиокассета с музыкой из мультфильма “ Винни Пух и день забот “,фотография А. Милна, учебник по математике М.И. Моро 1 класс.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Веселая зарядка (бодрый дух, залог успеха – слова учителя).

II. Сообщение темы урока и целей. (Звучит песня из мультфильма.)

Учитель:

Сегодня, ребята, мы вспомним одну замечательную сказку английского детского писателя Алана Милна (демонстрация фотографии писателя). По мотивам этой сказки создали прелестный мультфильм. А вот кто главный герой этой сказки, вы попробуете сейчас угадать. Он пишет сопелки, кряхтелки, пыхтелки и еще стихи-словом, он считает себя поэтом.

Если я чешу в затылке, не беда
В голове моей опилки, да, да, да.
Но хотя там и опилки, и кричалки, и вопилки
Сочиняю я немного иногда.

Конечно, это Винни Пух.

У него очень много друзей, но однажды у его друга ослика Иа случилась неприятность: наступил день его рождения, а друзья почему-то не приходили его поздравить .

А Наш Винни, как всегда решил помочь своему другу. Первым делом, он вспомнил, что у него есть подарок для ослика -вкусно пахнущий мед. Но как выбрать горшочек? Давайте ему поможем.

III. Устный счет.

На полке разной величины горшочки с медом с надписями “липа”, “вереск”, “гречиха”.

А на противоположной стороне цифры 8, 6,10. Провожу разминку на знание состава чисел (очень быстрые вопросы и быстрые должны быть ответы). Например, в состав числа 8 входит 5 и ? . 1 и ? Что еще? (Опрос детей 6 и 2, 2 и 6, 7 и 1,о и 8,3 и 5.)

Число 6 – это 5 и ? 3 и ?

Помогаем таким образом выбрать медвежонку горшочек с липовым медом (он самый большой, в него входит состав 10).

– И вот Винни Пух спешит к домику Иа (открываем занавеску :на доске 2 домика и кривая дорожка между ними).

Повторение геометрического материала.

– На что похожа эта дорожка от домика к домику? (На ломаную линию.)
– Какую по своей форме? (Открытую.)
– А какое расстояние самое короткое от точки до точки? Как оно называется? (От домика до другого домика.) Это отрезок.
– Кто покажет на доске, как провести отрезок? (Вызывается ученик к доске.)

IV. Основная часть.

Но Винни не знал этого и пошел по извилистой дорожке. Идет весело через родной лес, сочиняет вслух стихи и встречает своего закадычного друга. Кого, попробуйте угадать.

У меня смешные глазки
Чистый розовый бочок,
А пришел я к вам из сказки,
И зовусь я ………… (Пятачок).

Пятачок тоже хочет сделать Иа подарок, но он растерялся: у него дома несколько воздушных шариков. И он совсем запутался.

Поможем поросенку.

1. Составление и решение задач.

На доске на одной стороне 1 зеленый шарик и 3 синих .

– Сколько зеленых шариков, а синих – 3 . Что можно узнать по этим двум данным ?. Какие задачи можно составить ? (Выслушиваются варианты ответов учащихся.)

Составленная одна задача. (Например, у Пятачка 1 зеленый шарик, а у Ослика 3 синих . Сколько шариков всего у друзей ?)

Анализ условия задачи.

– Что известно в условии ?
– Что надо найти? Как найдем ?
– Сколько действий в решении?

Вызываю ученика к доске. (Запись на доске.)

П. – 1 шар.
Ос. – 3 шар.

? м

Решение .

1) 3 + 1 = 4(ш)

Ответ: 4 шаров всего .

Запись проводится под комментированное письмо. Все написанное проговаривается вслух. Ответ пишется полным.

Какую еще задачу можно составить по этим двум данным? (Используйте любых персонажей.)

2-я задача.

У одного мальчика было 3 синих шара, а у другого – 1 шарик . На сколько шаров у первого мальчика больше, чем у другого.

Анализ условия второй задачи.

– Что известно в условии?
– Какой вопрос в задаче?

Эта задача на сравнение 2-х чисел, поэтому решается она всегда вычитанием меньшего числа из большего.

Вызывается к доске ученик.

1 мал.. – 3 шар. На ? м
2 мал .. – 1 шар.

Решение.

3 – 1 = 2 (шара)

Запись на доске ведется с комментариями того, что он пишет (вырабатывается умение четко делать выводы).

Ответ: на 2 шара меньше (что в вопросе спрашивается, то и надо находить и писать в ответе).

Прослеживаем важную связь вопроса задачи с записью ответа.

Учитель:

– Наконец-то Пятачок разобрался и выбрал шарик зеленого цвета и быстро побежал к Ослику.

Проведем физкультминутку.

А Винни заметил на полянке красивую стрекозу. И тут же сочинил про нее стишок.

– Встали. Представим себя стрекозами.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась
Два – изящно прокрутилась,
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
У реки остановилась
Над водою закружилась.

Навстречу медвежонку идет еще один персонаж сказки Алана Милна.

Угадаете?

– Я совсем похож на зайца:
Те же уши, тот же хвост,
Так же прыгаю, как зайка,
Но гораздо больше рост.

Это умный кролик.

2. Математический диктант.

Кролик тоже придет на день рождения ослика. Он знает, что Иа любит морковку. Здесь несколько морковок, если мы правильно запишем ответы в математическом диктанте, мы поможем Кролику. (На противоположной стороне морковок цифры.)

5; 1; 10; 2; 7; 4; 7; 2.

Перед проведением диктанта.

Повторение названий компонентов сложения и вычитания и выявление взаимосвязи. Например:

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. Чтобы найти 1 слагаемое, надо из суммы вычесть 2 слагаемое и т.д.

Чтобы найти уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность. А чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Вызываются 2 ученика, которые работают на переносных досках за занавесками. Весь класс записывает только ответы.

Содержание математического диктанта.

3 увеличить на 2 ; 6 уменьшить на 5 ;к 5 прибавить 5 ; из 10 вычесть 8 ; 1-ое слагаемое 4; 2-ое слагаемое 3 – найти сумму ; уменьшить на 5 ; к 5 прибавить 5 ; из 10 вычесть 8; 1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 3– найти сумму ; уменьшаемое 9, вычитаемое 5,найти разность ;найти уменьшаемое если разность 5, а вычитаемое 2,сумма равна 3; найти 1-ое слагаемое если 2-ое слагаемое 1.

После окончания диктанта опрос учащихся с места, затем демонстрация записей на переносных досках и исправление ответов, в случае ошибок, объяснение каждого исправления. Дети, работавшие на переносных досках, переворачивают морковки и сверяют верные значения выражений (учимся анализировать).

“Большеголова, желтоглаза
Очень мышек я люблю
Ночью бодрая всегда я
Потому что днем я сплю”.

– Кто это? (Сова.)

Сова нашла одну полезную вещь в лесу на кустике, очень похожую на хвост ИА, а так как ослик потерял нечаянно хвостик, Винни посоветовал Сове сделать приятный подарок ослику. Сова– умная птица,она разгадала одно задание, но к сожалению днем совы плохо видят. Надо ей помочь.

Решение неравенств.

Неравенства с применением перфокарт. На доске.

Развиваем математическую речь 6 меньше 10, или 10 больше 6.

Запись в тетрадях.

Дети объясняют свои ответы.

7 – 1 > 4 ; 6 > 4

Озвучиваем : из 7 вычесть 1, получается 6, это больше 4.

Например, из 8 вычесть 6, к 3 прибавить 1 . Итак, 2 меньше 4 .

3. Работа с учебником. (стр. 37 № 7). № 7 выполняется самостоятельно. При проверке значений обязательное прочтение математических выражений.

Решение выражений.

8 – 1 + 3
2 + 4 – 5
10 – 7 + 2
8 – 6 + 2
5 + 5 – 4
9 – 5 + 4

Запись в тетрадях, с обязательным промежуточным ответом.

Дети озвучивают только ответы.

Например,

– Ученик: “Значение первого выражения 10”.
– Учитель: “ Каков промежуточный результат?”
– Ученик: 7.

5. Раздача дополнительного дифференцированного материала.

Одновременно с выполнением этого задания раздаю дифференцированные карточки для слабых учеников/решение простых выражений в одно действие.

Винни Пух со своими друзьями пришли к ослику ИА и он был очень рад этому. Настроение у ослика улучшилось и наши друзья спели песню.

– Как хорошо, как хорошо, какое совпадение
Нашелся к шарику горшок,
А хвост ко дню рождения.
Приятно, что и говорить
Подарки в день рождения
Но другу радость подарить
Приятней без сомнения.

Итог урока.

Учитель:

– Итак, я надеюсь у нас тоже хорошее настроение. Мы сегодня отлично поработали, многое успели.
– Понравился ли вам урок? Чему вы сегодня научились ? Какое задание понравилось вам больше всего ? Какое было самым трудным ?

Сегодня мы научились составлять и решать задачи, используя сравнение чисел, а также нахождение общей суммы.

Спасибо всем за урок.