Сложные предложения с различными видами связи. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока: уметь различать и находить сложные предложения с разными видами связи в тексте; развивать умение анализировать текст, выделяя роль СП с разными видами связи; продолжить подготовку к сдаче экзамена в форме ГИА.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица.

ХОД УРОКА

1. Орфографическая разминка.

(В)следстви..., (в)течени..., (в)продолжени..., (в)последстви..., (во) что(бы) то (ни) стало, (не)смотря на.

Слова, кроме наречия впоследствии и во что бы то ни стало, имеют два варианта написания. Составить парные словосочетания.

Вследствие засухи – в следствии не обнаружено,

в течение года - в течении реки,

в продолжение двух дней – в продолжении романа,

несмотря на привычку – не смотря под ноги.

2. Работа с текстом.

Текст распечатан для каждого ученика.

Ученик выразительно читает текст.

1. Ямал. 2. Суров этот край: бесконечно тянется метельная зима, и ненадолго появляется на сером небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озера и реки. 3. Главная река Западной Сибири - красавица Обь. 4. С весны до глубокой осени величаво несёт она свои воды в Великий Ледовитый океан. 5. Впадают в Обь-матушку большие и маленькие речушки. 6. Любуются своим отражением в речном зеркале сосновые и кедровые леса, горные вершины седого Урала. 7. Кончается лесной край, уступая место лесотундре, где, сопротивляясь морозам, растут невысокие ели, лиственницы, березки с искривлёнными стволами... 8. Дальше, до самого Ледовитого океана, раскинулась тундра.

- Определить тему текста. ( Ямал- суровый край)

- Стиль текста (публицистический)

- Тип (повествование с элементами описания)

- Найти в тексте имена собственные. Как они пишутся?

Записать!

  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Северный Ледовитый океан
  • Западная Сибирь
  • река Обь
  • Урал

Подготовка к ГИА

1. (А5) Выпишите из предложений 6-8 с чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму. (растут)

2. (А6) Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором написание согласного в приставке определяется звонкостью-глухостью последующего согласного корня. (бесконечно)

3. (А7) Из предложений 6-8 выпишите слово, котором написание НН в суффиксе определяется тем, что это полное страдательное причастие. (искривлёнными)

4. (В2) Замените словосочетание ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ ((предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. (вершины гор)

5. (В3) Выпишите грамматическую основу предложения 6. (леса, вершины любуются)

6. (В4) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выпишите номер этого предложения. (№7)

7. (В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 2. ( 4)

8. (В8) Найдите сложноподчиненное предложение, выпишите его номер. (№7)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ.

У.: Поднимите руки те, кто работу выполнил работу безошибочно, кто допустил одну ошибку, две, ... .

3. Воспроизведение теоритической части по блоку.

У.: Проводим лингвистический диктант:

А) в синтаксисе различают два типа предложений (простое и сложное);

Б) предложение, состоящее из двух или нескольких предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно (сложное предложение);

В) в зависимости от средства связи сложные предложения делятся на (союзные и бессоюзные);

Г) союзные предложения делятся на (сложносочинённые и сложноподчинённые);

Д) сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой по смыслу и интонационно – это (бессоюзное предложение).

У.: Проверяем ( ученик у доски)

ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ

У.: Обратимся ещё раз к тексту, найдите 2 предложение: посмотрите, чем оно интересно. Выделяем гр.основу. (Разные связи: союзная, бессоюзная).

4. Объявление новой темы урока. (запись в тетради)

У.:- Из скольких простых предложений состоит сложное предложение?

Такие предложения, в составе которыхтри и более простых предложений называются многочленными сложными. В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными связи: союзной (соч. и подч.) и бессоюзной.

5. Работа с таблицей.

- Определить виды связи в предложениях.

6. Закрепление темы урока.

  • П. 37, упражнение № 210, составить схемы;
  • Тест (диффер.) №1, 2, 3

7. Обобщение.

8. Задание на дом: п.37, упражнение №211