Обобщающее повторение по разделу "Морфемика"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии,
  • формировать навыки написания слова от его значения и строения;
  • воспитание интереса учащихся к русскому языку.

Ход урока

1) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

В..дыхать, ра..глядеть, бе..платный, бе..брежный, во..глас, ра..светает, ра..писание, в..карабкаться, бе..шумный, чре..мерный, ра..бег, к..сание, заг..релый.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Пол..жить, распол..жение, предпол..гать, изл..гать, предпол..жить, пол..гать, изл..жение, прил..гательное, сл..гаемое, прил..жение, сл..жение, прик..сновение, приг..релый, пр..винтить (гайку).

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Разр..стается, выр..щенный, р..сточек, отр..сли волосы, отр..сль промышленности, разр..стись,перер..сти, отр..сли, р..стущий, прир..сли, р..стение, прир..сти, пр..скверный, уг..рный (газ), пр..чина.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Ч..рный капюш..н, ж..лудь, ш..пот,ш..рох, деш..вый, ш..лк, приш..ёл, щ..лкнуть,,ш..колад, ч..лка, ж..рнов, прик..сновение, (нет) врем..ни.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Ц..ган, дистанц..я, сестриц..н, на ц..почках, ц..нга, ж..лтый ц..плёнок, панц..рь, ц..стерна, секц..я, лисиц..на нора, с товарищ..ем, пр..морский бульвар.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Бе..смысленный поступок, прил..гать старания, выр..щенный урожай, длинная ч..лка, спортивная секц..я, песни ц..ган, предл..жить помощь, слышится ш..пот, ни..вергаться с высоты, камен..ик, сыноч..к., руч..нка.

2) Синтаксический разбор предложения. Расставьте знаки препинания.

Олень легко1 бежит2 вперёд по тайге подминает2 под себя кусты переплывает быстрые реки.

3) Словарный объяснительный диктант.

Беззащитный ребёнок, разложить тетради, громадное здание, загорелый юноша, безвкусный бульон, пролагать дорогу, разрастается поросль, крошечный росточек, кислый крыжовник, дешёвый товар, толстый панцирь, песни цыган, касание мяча.

4) Беседа по контрольным вопросам на стр. 80.

5) Работа с таблицей по упр.187 и составление таблицы по упр.188.

6) Работа с компьютером (тестирование). Интернет-ресурс: http://www.yarus.aspu.ru/?id=8&id_dictant=81

 7) Распределить слова в таблицу по видам орфограмм:

объед..няться, ц..плёнок, разр..слись, стр..миться, крыж..вник, ц..када, ш..пот, распол..гаться, отр..сти, сл..жение,ч..хол, к..рзина, р..сточек, разв..вается.

8) Работа с тестами.

ЗАДАНИЕ 1

Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) Доводчик; 3) напудренный; 5) причудница;

2) доблестный; 4) наследство; 6) пробивной.

ЗАДАНИЕ 2

Какие слова имеют два суффикса?

1) Проведанный; 3) решительность;

2) проверенный; 4) семенной;

5) секционный; 6) сенаторство.

ЗАДАНИЕ 3

Какие слова имеют две приставки?

1) Соскабливать; 3) разочарование; 5) проистечь;

2) разузнать; 4) произрасти; 6) присочинить.

ЗАДАНИЕ 4

Укажите слова, образованные приставочным способом:

1) пристреленный; 3) нафаршировать; 5) изложить;

2) наценка; 4) изжевать; 6) закваска.

ЗАДАНИЕ 5

Укажите слова, образованные суффиксальным способом:

1) закатный; 3) займовый; 5) введение;

2) закалённость; 4) забавить; 6) варяжский.

ЗАДАНИЕ 6

В каком ряду слов пре- и при- входят в состав корня?

1) Привилегия, престижный;

2) неприметный, превращение.

ЗАДАНИЕ 7

Отметьте правильный вариант, выберите приставки.

Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Пр_зреть бы твое пр_дсказанье.
(А.С. Пушкин)

Пре-, пред-;

2) при-, прид-.

ЗАДАНИЕ 8

Отметьте предложения, в которых есть слово с приставкой при-.

Бесшумно пр_чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2) Непр_одолимо тянуло их богатство купцов.

3) Положили однажды пр_дел волжскому разбойнику.

4) Пр_шлось покинуть ему волжские берега.

9) Орфографический и пунктуационный анализ текста.

Озеро около берегов засыпано ворохом жёлтых листьев. Их так много, что мы не можем ловить рыбу. Лески ложатся на листья и не тонут. Приходится брать чёлн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась чёрной. Там мы ловили разноцветных окуней.

Стояла осень в своём жёлтом наряде, в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

Итог урока.

Домашнее задание: упр. 191.