Богатыри земли русской

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование духовности, гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи.

  • Образовательные: дать определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
  • Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
  • Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.

Предварительная работа: просмотр презентации «Как жили славяне»; беседа «Мы – Россияне»; рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей; пословицы.

Лексическая работа.

  • Былинарусская эпическая песня о богатырях.
  • Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
  • Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
  • Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
  • Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
  • Благословление – напутствие, слова пожелания тому, кто отправляется в путь, на подвиги ратные.
  • Татары – кочевые племена Золотой Орды.
  • Воевода – командир войска.
  • Служить верой-правдой – честно, не жалея жизни своей.
  • Встречать хлебом – солью – оказывать почет, уважение.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)

2. Активизация знаний

Беседа по вопросам:

– какое стихотворение (грустное, веселое, торжественное);
– что прославляет (нашу родину);
– кого прославляет (наших предков);
– кто такие предки;
– как назывались наши предки; чем занимались;
– видели богатырей (на репродукции в. васнецова «три богатыря»).

3. Работа с репродукцией

Один ребенок собирает разрезные картинки, затем выставляется репродукция.

Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря»:

– кто изображен;
– как звали;
– во что одеты;
– что в руках.

Вывод: это настоящие воины, защитники народа русского, земли Русской, стерегут ее границы и покой.

4. Сюрпризный момент

Воспитатель: Откуда люди узнали о богатырях? (Дети отвечают.)

Слово воспитателя: Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и назывались они былинами.

Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли. Слышали когда-нибудь? Хотите послушать?

Приходит Данила – гусляр. Знакомит с инструментом, исполняет пьесу. Дарит книгу для чтения.

5. Физкультминутка

За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

6. Чтение былины «Илья Муромец»

  • Рассмотреть обложку.
  • Лексическая работа.
  • Чтение.

7. Итог

Воспитатель: Что читали; что это такое? Понравилась ли вам былина? Какой был Илья и каким стал? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель хвалит детей, отмечает работу наиболее активных.

Работа по знакомству с былинами продолжается на следующих занятиях.