"Разрешите представиться: И.Бродский"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не получил Нобелевскую премию. С 90-х годов возрос интерес к его творчеству, к нему как к личности. В школе о поэзии Бродского говорят только в 11 классе, да и трудны для детского восприятия стихотворения поэта. Поэтому я считаю самым важным при изучении его творчества как можно более образно дать представление о поэте как человеке, полагаясь на факты биографии, воспоминания друзей и его личные высказывания. Нужно создать в классе торжественную атмосферу знакомства с Иосифом Бродским, с этой целью мной в урок включены клипы на его стихотворения: «Натюрморт» (10 часть), концовка которого утверждает человеческое единство как победу над смертью, здесь речь идёт и о внутреннем мире человека; «Ни страны, ни погоста…» в музыкальном исполнении; видео с Иосифом Бродским, где он читает стихотворения «Памяти матери» и «Памяти отца»; аудиозапись стихотворений поэта в авторском исполнении. В презентацию также вошли фотоматериалы о жизни Бродского разных лет, и конечно пребывание поэта в ссылке в Коношском районе, что, на мой взгляд, вызовет в слушателях неподдельный интерес. Урок представляет собой не только подачу материала в готовом виде, но и создаёт проблемные ситуации, требующие творческого мышления учащихся. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не просто проговаривают строчки, а наполняют своим пониманием.

Важно: Презентация содержит объёмный материал, поэтому считаю целесообразным брать два урока вместе, чтобы не нарушить целостность восприятия. Можно взять для урока отдельно часть презентации, например Коноша и Бродский, и осветить этот период жизни и творчества поэта более подробно. Презентация обязательна.

Тип урока:урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в новых учебных условиях.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.Бродского, осветить период его творчества в северной ссылке; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта;
  • воспитывать чуткость и внимательность к поэтическому слову, чувство патриотизма на примере жизни Бродского и чувство гордости за достижения русской литературы 20 века и свою малую Родину.
  • продолжать обучать навыкам выразительного чтения, развивать речевую культуру, эстетический подход к оценке поэтического творчества.

Методы обучения: биографический; диалоговые методики; творческий; объяснение; метод оценки событий, явлений.

Оборудование урока: книжная выставка (сборники поэта, газетные и журнальные статьи), аудио- и видеозаписи; мультимедиа, распечатка стихотворений.

Эпиграфы к уроку:

«Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть…»

«Сияние русского ямба
упорней и жгучей огня,

как самая лучшая лампа,
в ночи освещает меня…»
И.Бродский.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, а урок-встреча с человеком, который взял наш Коношский район, не побоюсь сказать этого слова, в бессмертие. В далёкие 60-е годы, очень трудные для людей решительных и смелых, имеющих своё мнение, так как стране не нужны были инакомыслящие, в наш район в ссылку по абсурдной статье за тунеядство был выслан Иосиф Бродский, в будущем Нобелевский лауреат в области литературы. Он прожил сложную, полную горестей и лишений жизнь на пути к мировой славе. Мы так мало знаем о нём. И сегодня у нас с Вами задача не только осмыслить поэзию Бродского, потому что о ней можно говорить бесконечно, а увидеть, каким человеком был Великий поэт, попытаться войти в его мир, открыть страницу его поэзии. Но прежде…

Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас это имя, что вы знаете об этом человеке?

Ответы учащихся.

2 кадр. Не очень много. Тогда разрешите представиться – Бродский.

Вопрос: Вначале послушайте «Рождественский романс» в музыкальном исполнении и попробуйте услышать строки, в которых отражается судьба поэта.

Звучит «Рождественский романс» (RozhdyestvyenskiyiRomans_0129-0005-05.mp3)

«..как будто жизнь качнётся вправо, качнувшись влево» в этих строчках судьба поэта, качнувшегося влево и оказавшимся правым.

3 кадр.

Вопрос: прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?

Ответ: первый эпиграф говорит о жизненном выборе поэта, а второй о творческом.

3 кадр. Итак…

Вы хотели бы встретиться с Бродским?
Извольте. Он здесь. Сделайте только шаг.

5-6 кадры. Краткие сведения о Бродском.

Ребята, что вас здесь заинтересовало?

Я думаю, что учащиеся спросят о премиях и наградах (Приложение 1).

7-11 кадр. Юные годы Иосифа Бродского.

Иосиф Бродский родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 году в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

8 кадр. Родители поэта.

Звучит стихотворение в исполнении автора «Я родился и вырос…» (Я родился и вырос.mp3)

9 кадр. В 1955 семья Бродских переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном проспекте 24/27, и юный Иосиф постепенно отгородил шкафами в ней свое личное пространство. Эти знаменитые "полторы комнаты", ставшие его кабинетом, спальней, местом приема гостей, значившие так много в становлении его характера и развитии самостоятельности и свободы мышления. О своем детстве Бродский вспоминал неохотно: «Русские не придают детству большого значения. Я, по крайней мере, не придаю. Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

Подростком Иосиф Бродский ушел из школы после 8 класса. Как и впоследствии, он не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом «я не солист, но я чужд ансамблю. / Вынув мундштук из своей дуды, жгу свой мундир и ломаю саблю». В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично.

Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи («Еврейское кладбище около Ленинграда...»). К началу 1960-х годов относятся первые переводческие работы Бродского.

Казалось бы, что мы можем ждать от школьника-старшеклассника? Юный Иосиф Бродский совершил поступок, который резко изменил всю его жизнь: он бросил школу – с ее постылыми убогими учителями, с ненавистным ему классом, в котором он оказался не по собственному выбору...

Отныне управлять течением своей жизни будет только он сам...

Чрезвычайно ранняя самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Он быстро сменит много профессий, пока не поймет – его истинное поприще – изящная словесность... И с этого пути он уже не свернет никогда.

10 кадр.

Анна Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством.

Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию.

Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей.

Несколько раз, начиная с 1959 года, Бродский подвергался допросам в КГБ

11 кадр. 29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского. Организованная травля разрасталась; оставаться в Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста друзья в декабре 1963 г. увезли поэта в Москву. Вечером 13 февраля1964 года на улице Иосиф Бродский был неожиданно арестован.

Историческая справка. 4 мая 1961 года в СССР появился указ о борьбе с тунеядством. Согласно этому указу, лица, не работавшие более 4 месяцев в году, и жившие на нетрудовые средства, подлежали Уголовной ответственности. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над Иосифом Бродским.

В советском государстве поэтическое творчество фактически не признавалось работой. И абсурдность обвинений в адрес Бродского лишь должна была указать творческой интеллигенции на ее место и припугнуть тех, кто желал высказывать свое особое мнение. Бродский стал самой известной, но не первой и не последней жертвой статьи о тунеядстве.

Статья о тунеядстве просуществовала без малого 30 лет. В апреле 1991 года закон "О занятости населения" отменил уголовную ответственность за тунеядство и легализовал безработицу.

12 кадр. Суд и ссылка И.Бродского. (Приложение 2. Из зала заседания суда).

Два заседания суда над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой Вигдоровой и составили содержание распространявшейся в самиздате «Белой книги». Все свидетели обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не знаком…», перекликаясь с формулировкой времён травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..». За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими.

Вопрос: Как вы понимаете слова А.Ахматовой?

Ответы: *** Я думаю, что ответы ребят будут пока краткими, поэтому ставлю перед ними задачу.

Задача: Сейчас мы более подробно познакомимся с норенским периодом в жизни и творчестве И.Бродского, в тетрадях делайте необходимые записи, чтобы более полно ответить вопрос о понимании и значении пророческих слов Анны Ахматовой.

13-22 кадр. Краеведческий материал. Слово учителя.

Коноша и Бродский. Воспоминания Я.Гордина. Фотоматериалы, аудиозапись песни на стихи Бродского «Прядёт кудель…», «В деревне…», «Забытая деревня».

13-18 кадр. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти») окрепли и вышли на новый уровень. Гордин Яков Аркадьевич – историк, публицист, литератор. Посетил Бродского в Норенской в октябре 1964 года. Он вспоминает: "13 июня 1965 года он писал мне из ссылки: "Я собираюсь сейчас устроить тебе маленькую Ясную Поляну; мое положение если не обязывает к этому, то позволяет. Точнее: мое расположение, географическое... Смотри на себя не сравнительно с остальными, а обособляясь. Обособляйся и позволяй себе все что угодно. (Речь, естественно, шла о писании стихов, а не о бытовом поведении. – Я. Г.) Если ты озлоблен, то не скрывай этого, пусть оно грубо; если ты весел – тоже, пусть оно и банально. Помни, что твоя жизнь – это твоя жизнь. Ничьи – пусть самые высокие – правила тебе не закон. Это не твои правила. В лучшем случае, они похожи на твои. Будь независим. Независимость – лучшее качество, лучшее слово на всех языках. Пусть это приведет тебя к поражению (глупое слово) – это будет только твое поражение. Ты сам сведешь с собой счеты: а то приходится сводить фиг знает с кем".

17-19 кадр. Впечатление Якова Гордина от деревни Норенской: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».

20 кадр. О Марии Басмановой. Звучит песня на стихотворение Бродского «Прядёт кудель под потолком…». (Прядёт кудель...mp3)

Вопрос: Какие образы связаны с воспоминанием поэта о любимой?(Небо, улицы Ленинграда, Нева).

Каким настроением проникнуто стихотворение?(Грусти, тоски и необъятной любви к женщине «Всем сердцем Вас благодарю, спасённый Вами», «Храни Вас небо»).

20-22 кадр. Бродский о Норенской. Стихотворения «В деревне бог живёт не по углам», «Тракторы на рассвете».В деревне бог живёт....mp3

Вопрос: Какие свои ощущения в этих стихотворениях хочет донести до нас Бродский? С кем он себя сравнивает? Как понимаете это сравнение?

«Когда я вставал с рассветом и рано утром, часов в шесть, шел за нарядом в правление, то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение!".

Вопрос: Чем для поэта явилась ссылка в Норенскую? Как бы вы сейчас расценили бы слова А.Ахматовой: «Какую биографию делают нашему рыжему!»

Ссылка на Север оказалась для Бродского такой же творческой удачей, окном в новую стихию, как для Пушкина — ссылка на Кавказ. В Архангельском краю он впервые столкнулся с народом, с поморами, рыбаками и землепашцами и полюбил их. Им он посвятил стихотворение «Народ», или «Гимн Народу», как называла его Ахматова:

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти…

Чтение стих. «Мой народ».

Вопрос: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? О чём или о ком оно? Почему Анна Ахматова называла это стихотворение «Гимн народу»? Какие чувства вызывает стихотворение? Что вы можете сказать об авторе?

23 кадр.

Годы спустя в интервью Майклу Скаммелю на вопрос: «Как на Вашу работу повлияли суд и заключение?» Бродский ответил: «Вы знаете, я думаю, это даже пошло мне на пользу, потому что те два года, которые я провел в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было. Днем мне приходилось выполнять физическую работу, но поскольку это был труд в сельском хозяйстве, а не работа на заводе, существовало много периодов отдыха, когда делать нам было нечего».

В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).

Слово учителя. Нам есть, ребята, чем гордиться. Наш район теперь навсегда связан с именем Нобелевского лауреата. Я думаю, как бы вы не относились к поэзии Бродского, к личности этого человека будете относиться с уважением. Ведь и он с большим уважением относился к простому человеку. Оскорблённый и униженный властью, он никогда не ставил знака равенства между «народ» и «власть». Вот как о нём отзывались друзья:

«Что меня всегда восхищало в нём: Необыкновенная смелость, рыцарство, какая-то такая способность сделать выбор, мужской выбор». Александр Кушнер.

«Другого такого преданного в дружбе человека я не знаю. Его любимой формулой обращения к человеку было «солнышко». Евгений Рейн

Он умел дружить и был верным дружбе». «Я любил немногих, однако сильно» И. Бродский.

В число «немногих» входили: Петербург, русский язык, русская литература.

Норенская для поэта – это один из шагов к мировой славе.

24-25 кадр. Ленинград Бродского. Прощание с Ленинградом. Первые публикации.

Вернувшийся досрочно из ссылки, Бродский попытался активно включиться в литературный процесс. Он упорно и напряженно учился на образцах, осваивал новые ритмы и строфику, чрезвычайно продуктивно работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил, читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту, Гурзуф...

В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на русском языке «Стихотворения и поэмы». Поэт в 1972 г. отзывался обэтом событии так: «Я очень хорошо помню свои ощущения от моей первой книги, вышедшей по-русски в Нью-Йорке. У меня было ощущение какой-то смехотворности произошедшего. До меня никак не доходило, что же произошло и что это за книга» .

Вторая книга стихотворений тоже вышла за границей под названием «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970. Сквозной становится тема потери. Наделенный даром видеть жизнь во всем, он остро ощущал трагическую «конечность» сущего. Не случайно сборник 1964-1971 годов получил название по стихотворению «Конец прекрасной эпохи» (Ardis, 1977). В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.».

Бродский подготовил книгу английской поэзии. Но оказалось, что для её выхода есть одно непреодолимое препятствие-имя переводчика. В советском Союзе его не печатали, издаваться он мог только на Западе. Но он не хотел уезжать, хотя в Америку звали читать лекции. 24 мая, в день рождения, в его доме собралось множество людей, было море цветов. Иосиф делал вид, что ничего не происходит, но ясно было, что это – прощание.

26 кадр. Чтение стихотворения учеником «Мне говорят, что нужно уезжать».

Вопрос: Грустное, полное крика тоски стихотворение. Что теряет поэт, покидающий Родину?

Это обращение поэта к власти: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому.

Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас»

Далее весь урок – это презентация.

27-28 кадр. О Ленинграде. (З.Pаздолина -Ни страны,ни погоста не.flv)

29–31 кадр. Эмиграция. Путь к мировой славе. Личная жизнь.

4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству. Иосиф Бродский сначала приземлился в Вене. Его встретил давний друг, издатель Карл Проффер, в течение многих лет возглавлявший издательство «Ардис». Встреча Бродского с У. Х. Оденом, стала вехой для русского поэта. В том же году Бродский обосновался в США, впервые получил работу – преподаватель Мичиганского университета. Затем он переехал в Нью-Йорк и стал профессором Колумбийского университета, а также преподавал в колледжах Нью-Йорка и Новой Англии. Доктор филологических наук, профессор Смоленского педагогического института В.С. Баевский писал о Бродском: «Когда читаешь работы этого профессора с семиклассным образованием об Эудженио Монтале, Уистине Хью, Одене и Дереке Уолкотте, о Платонове, Цветаевой и Мандельштаме; когда читаешь новаторские стихи этого поэта с семиклассным образованием, который впитал в себя всю мировую культурную традицию от античности до наших дней и сумел остаться оригинальным, – приходится только развести руками и согласиться с Карлом Проффером, назвавшим Бродского гением-самоучкой...» .

31 кадр. Стихотворение в исполнении автора «Я входил вместо дикого зверя в клетку». (Я входил вместо....mp3)

32-33 кадр. Иосиф бесконечно любил своих родителей, а они его. Каждое воскресенье он им звонил. «Я не знаю и уже не узнаю, что они чувствовали на протяжении последних лет своей жизни. Сколько раз их охватывал страх, сколько раз были они на грани смерти, что ощущали, когда наступало облегчение, как обретали надежду, что мы втроём снова окажемся вместе. «Сынок,- повторяла мать по телефону, – единственное, чего я хочу от жизни, – снова увидеть тебя». И сразу: «Что ты делал пять минут назад перед тем, как позвонил»»?

34 кадр. В январе 1990 г. на лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов Марию Соццани. Юная красавица – итальянка русского происхождения, она словно сошла с полотен великих мастеров Возрождения. Сошла, чтобы войти в его, Иосифа Бродского, одинокую жизнь… Немыслимое счастье осуществилось — 1 сентября Иосиф Бродский и Мария Соццани поженились. Через три года у них родилась дочь (1993) – ангельское создание Анна Александра Мария («Анна – это в честь Анны Андреевны Ахматовой, Александра – в честь моего отца, Мария – в честь моей матери и в честь моей жены, которую тоже зовут Мария» – И. Бродский).
Близкие друзья Бродского утверждают, что пять лет с Марией были для него счастливее, нежели предыдущие пятьдесят".

35-36 кадр. Нобелевская премия.

22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И. Бунина (1933), Б. Пастернака (1958), М. Шолохова (1965) и А. Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.

37-38 кадр. Последние годы жизни. Слово учителя.

Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии.

Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэта-стоика об «итогах» бытия. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты.

Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.

39-42 кадр. Венеция Бродского.

Иосиф прекрасный с прекрасной Марией
Венчались Венецией ультрамариновой,
Чтоб после вернуться, скреплёнными браком:
Марии – с ребёнком, Иосифу – прахом.
Васильевский остров, Васильевский остров
Его не дождётся, всё было так просто:
Балтийская прорва, холодная просинь,
Увенчанный славой изгнанник Иосиф.
Осталось: в пустыне своей человечьей
Он нервен и весел, красив и сердечен.
Останется: в мире навечном, незримы
Поют его песни ему серафимы.
О. Кучкина.

43-44 кадр. Значение личности и творчества Бродского Иосифа Александровича.

Вопрос: Мы с Вами познакомились с Иосифом Александровичем, каким сейчас у вас вырисовывается образ поэта?

Перед нами предстал образ щедрого и заботливого, внимательного человека, прекрасного собеседника, образ глубокого, тонкого, виртуозного, целеустремлённого профессионала, талантливого рассказчика, обладающего артистической и этической свободой, одинокого создателя своего мира.

Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени. Следуя своим предшественникам, великим поэтам века Золотого, он сумел создать свою поэзию, идущую из самой глубины сознания, свой образный язык. Он любил свою Родину и свой народ, гордился его силой и восхищался мужеством.

«Я верю, что вернусь, Ведь писатели всегда возвращаются — если не лично, то на бумаге, и если мой народ не нуждается в моей плоти, то, может быть, моя душа ему пригодится».

Домашнее задание: Написать мини-сочинение-размышление «Мой Бродский».

Приложения.