Психодиагностические методы определения эффективности новаций учебного плана

Разделы: Школьная психологическая служба


Психологическая служба, исходя из положения о том, что гимназия - образовательное учреждение, ориентированное на воспитание обучающихся, способных к активному интеллектуальному труду; на формирование личности, готовой к творческой исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных знаний, оказывая помощь педагогическому коллективу в решении задач по формированию социально-позитивной среды жизнедеятельности обучающихся, работает над темой “Интеграция усилий всех субъектов образовательного гимназического пространства по созданию системы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности, как условие для эффективного развития, обучения и личностного роста обучающихся.”

В связи с этим, психологической службой реализуются следующие задачи:

  • Участие в пректировании, диагностике и реализации образовательной развивающей среды в соответствии с Программой развития гимназии.
  • Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
  • Консультативная и информационная психологическая поддержка процесса обучения, воспитания и развития детей в образовательном гимназическом пространстве.
  • Определение наиболее эффективных мер, методов и средств оказания помощи сопровождения обучающимся в соответствии с новым учебным планом.

Ключевая идея профильного обучения – существенный рост возможностей выбора, и ученик к такому выбору должен быть подготовлен.

Решение этой проблемы предполагает взаимодействие психологической службы со всеми участниками образовательно-воспитательного пространства.

Суть деловых отношений в модели взаимодействия психолога с классными руководителями, предметниками, родителями, администрацией – в равноценном и равноправном сотрудничестве. Соответственно, одной из первых и наиважнейших задач психолого-педагогического сотрудничества для нас является то, чтобы мы взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга.

Существуют различия на уровне средств, языка, описывающего и сами средства, и результаты наблюдений за обучающимися, различия в методах, но в ходе сотрудничества эти различия постепенно устраняются за счёт создания единого понятийного поля.

Мы уверены в том, что в любую модель необходимо заложить принципы сотрудничества и профессиональной ответственности за результаты совместной работы, дабы, в конечном итоге, проследить её эффективность. Текущее сотрудничество психолога с педагогами предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработке общей позиции, общего плана действий.

И, тем не менее, у каждого из нас достаточно чётко вырисовывается свой “фронт работ”.

Наряду с различными курсами по выбору, организованными в гимназии в рамках нового учебного плана, психологической службой проводятся многочисленные диагностические методики, помогающие выявить индивидуальные задатки, интересы, склонности и способности учащихся, определить эффективность инновационной деятельности.

Как мы это делаем?

Мы считаем, что психологическая служба призвана и имеет возможность помочь педагогическому коллективу осуществлять самооценку и коррекцию своей образовательной деятельности.

Фундаментом объективной оценки организации учебно-воспитательного процесса в рамках нового учебного плана, считаю, может быть непрерывная психодиагностика.

Критериев измерения результативности инновационных преобразований в настоящее время великое множество и информированность неоспорима. Но в наибольшей степени связаны с деятельностью образовательного учреждения и определяют его смысл психологические и педагогические составляющие.

В качестве показателей результативности новаций, мы считаем, следует рассматривать динамику психологического развития ребёнка: возникновение и развитие психических новообразований, познавательной мотивации, субъектной позиции в деятельности, способности к самостоятельному профессиональному выбору.

Главным при выборе таких показателей для нас было то, чтобы

  • Во-первых, они должны быть диагностичны, измеряемы.
  • Во- вторых, они должны отражать сущностные характеристики деятельности гимназии в режиме инновационного процесса.
  • В-третьих, образовывать систему, охватывающую целостное представление о деятельности гимназии по реализации новаций учебного плана.

Какие же показатели мы определили для самооценки собственной деятельности?

  1. Умственное развитие школьников и сформированность учебной деятельности.
  2. Учебная мотивация и динамика её развития.
  3. Ценностные ориентации школьников и динамика их развития.
  4. Удовлетворённость учеников, учителей и родителей различными сторонами образовательного процесса.

Этот показатель является интегративной характеристикой успеха реализации новаций учебного плана, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в гимназии, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений между участниками образовательного процесса.

При выборе показателей, нами, прежде всего, учитывались те характеристики, которые выражают позиции школьников как субъектов обучения.

Коротко по каждому из этих критериев.

Умственное развитие учащихся.

Сегодня не вызывает сомнения необходимость в доминировании развивающей функции гимназического образования. Успех деятельности гимназии характеризуется тем, насколько процесс обучения способствует умственному развитию учащихся. Для измерения умственного развития учащихся в психологической науке разработан специальный инструментарий. Естественно, что все показатели умственного развития подчиняются закону возрастного измерения и требуют строгого учёта возрастных особенностей школьников.

В старшем звене мы применяем комплексные методики, которые характеризуют не только количественный уровень умственного развития, но и дают возможность подробно определить качественный уровень. Такими методиками, на наш взгляд, являются тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, ШТУР и ряд других. Результаты данных методик позволили нам выделить несколько групп детей по уровню умственного развития: наиболее успешные; близкие к успешным; средней успешности; менее успешные и наименее неуспешные. Для оценки эффективности новаций учебного плана в гимназии важно получить групповые показатели.

В результате проведённых измерений мы получаем информацию о качестве и эффективности профильного и предпрофильного обучения. Деятельность образовательного учреждения с точки зрения влияния на умственное развитие учащихся может быть призвана эффективной в случае структурной перестройки процентных показателей количества детейй по различным уровням к окончанию обучения. Результаты деятельности учащихся являются одним из факторов для рекомендаций в тот или иной профиль.

Учебная мотивация и динамика её развития.

Гимназия постоянно и целенаправленно изучает пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы модифицируются для того, чтобы, исходя из определённых психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивой учебной мотивации.

В связи с этим, уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности новаций учебного плана (инновационных процессов в гимназии). Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и её диагностики представляется важным, на наш взгляд, выделение определённых содержательных параметров, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения, это:

  • Наличие личностного смысла учения.
  • Выраженность тех или иных видов мотивов.
  • Целеполагание.
  • Реализация доминирующих мотивов в поведении.
  • Эмоциональный компонент мотивации учения.

Почему именно эти параметры интересуют нас?

Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, продуктивнее происходит его запоминание, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость является основной мотивационной составляющей личности учащегося.

Очень важным, на наш взгляд, является также определение ведущих мотивов: познавательные, социальные, внешние, внутренние, стремление к достижению успеха и недопущению неудач. Значимость последних очень важна в старшем школьном возрасте. Мы пытаемся развивать у детей стремление к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

Наличие способности ставить перед собой цели также является показателем зрелости мотивационной составляющей у учащихся. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Учителя гимназии стараются помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы, но предпочтение отдаётся тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.

Изучая параметр “Реализация мотива в поведении”, нам важно было увидеть, какие стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей учащихся и как они влияют на выбор профессии. И если интерес достаточно устойчивый, то мы видим, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам.

И, конечно, очень важной составляющей учебного мотива, является эмоциональный компонент. Учителя гимназии заботятся о преобладании положительных эмоций при обучении.

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволило получить нам информацию об эффективности инновационных процессов и качестве работы педагогического коллектива. Алгоритм обработки и анализ результатов диагностики, как обычно, сравнение между собой процентных показателей количества учащихся имеющих высокий, средний и низкий уровни учебной мотивации на всех этапах диагностики. Положительная динамикаа в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности инновационных процессов в гимназии.

Ценностные ориентации и динамика их развития.

Наши дети – подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование.

Однако, результаты диагностики, индивидуальные консультации свидетельствуют о том, что некоторые учащиеся плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха.

Впрочем эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Поэтому мы свою задачу видим в том, чтобы помочь подростку в правильном самоопределении, в том, чтобы найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему толчок к самоопределению и саморазвитию.

Какие ценности преобладают сегодня у старшеклассников? Ответы показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье; абсолютное большинство мечтают о хорошей работе, карьере в будущем, счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование рассматривают как средство для достижения высокого материального благосостояния, и основу для профессиональной карьеры. То есть их выбор связан с рациональными путями самоопределения. Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку. Однако эти тенденции не отодвигают на задний план хорошее образование и хорошую работу.

Результаты исследований показывают, что учащиеся ориентируются в основном на получение профессий, предполагающих высший уровень профессионального образования. Инженерно-техническая деятельность, промышленное производство в определении предпочтений учащихся по профессиональным сферам пока стоят в конце списка.

Помогая ребятам принять обоснованное решение по выбору своей дальнейшей образовательной траектории и перспектив профессионального становления, мы не ставим перед детьми задачу окончательного выбора профессии и места работы. Мы ориентируем на выбор направления, той области, в которой он собирается в дальнейшем специализироваться в соответствии со своими интересами, задатками и способностями. Но и это не самоцель. Если ребёнок не сделал свой выбор, но изъявил желание учиться по тому или иному профилю, то это его право. Психологу в данном направлении своей деятельности приходится кооперироваться с педагогами предметниками, классными руководителями и др. участниками образовательного процесса. Но, безусловно, самый важный блок психологической поддержки направлен на самих подростков.

Психологическая служба на первом этапе проводит предварительную диагностику образовательного запроса школьников, заканчивающих восьмой класс, с учётом основных мотивов предстоящего выбора.

На втором этапе (для девятиклассников):

  • Организуется обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности.
  • Проводится психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика, позволяющая строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения.
  • Выявляются основные затруднения, проблемы в выборе профиля обучения.

На третьем, завершающем этапе (при окончании девятого класса), происходит оценка готовности учащихся к принятию решения о выборе профиля обучения, то есть проектированию будущего и комплектование профильных классов. Этот вопрос является сложным, и одним из значимых элементов работы с учащимися.

Считаем, что одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Мы собираем, анализируем, обобщаем не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учащимися, учителями и родителями.

Удовлетворённость учащихся, учителей и родителей различными сторонами образовательного процесса.

Поскольку образовательный процесс осуществляется в основном взрослыми и предназначен для детей, то субъективное мнение детей и взрослых (участников ОП) о нём представляется важным показателем эффективности деятельности образовательного учреждения.

Нетрудно видеть, что озабочены созданием доктрин, концепций, стандартов, программ, учебников, средств обучения и воспитания управленцы и педагоги. Они за детей проектируют их будущее и всю их жизнедеятельность. В связи с этим, нас интересуют вопросы:

  • Насколько комфортно детям в спроектированном взрослыми, без участия детей, образовательном пространстве.
  • Устраивают ли предлагаемые взрослыми маршруты образовательного движения детей.
  • Нравятся ли детям программы, по которым их учат, воспитывают, развивают.

В данном случае, свою задачу видим в вовлечении самих учащихся в оценивание образовательного процесса, получении от школьников данных по оценке функционирования школы.

Оценивались четыре составляющие образовательного процесса:

  1. Деятельностная сторона образовательного процесса. (Определение и осознание целей обучения, соответствие содержания образования потребностям учащихся, соответствие форм и методов обучения возможностям и потребностям участникам образовательного процесса, организация взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе).
  2. Организационная сторона ОП. (Материально-техническое оснащение учебной деятельности, комфортность материальной среды и т.п.).
  3. Социально-психологическая сторона ОП. (Взаимодействие участников. Понимание, уважение, открытость, взаимопомощь, сплочённость, ценность мнения каждого, поддержка, предоставление права выбора самостоятельного поведения при обязательной ответственности за него).

Административно-управленческая сторона ОП. (Установление оптимальных связей и отношений между всеми компонентами ОП. Создание условий для творческой деятельности учащихся и педагогов, предупреждение перегрузок и усталости у участников ОП, чёткое распределение функций между субъектами ОП, координирование деятельности).

Сведение данных опроса в итоговую таблицу даёт возможность анализировать полученные результаты как по каждой стороне ОП, так и в целом. Анализ результатов проводится путём сравнения индексов удовлетворённости по четырём сторонам УВП. Удовлетворённость ОП в целом наглядно демонстрируется групповым индексом, который выражается в процентном выражении.

Деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной и обеспечивающей образовательные потребности в том случае, если участники ОП указывают на высокую степень удовлетворённости сторонами ОП в целом (нормативным считается индекс удовлетворённости 70%).

Данные психодиагностические методы представления, обработки и обобщения результатов позволяют удовлетворить потребность в информации всех участников ОП:

  • учащихся и их родителей получить объективную оценку результатов обучения.
  • учителям – получить объективную оценку результатов своей дидактической деятельности.
  • администрации школы – увидеть общую оценку результатов деятельности коллектива, выявить учащихся и аспекты условий реализации новаций учебного плана, требующие особого внимания и принятия дополнительных мер по корректировке.

Данная система оценки позволяет вести постоянный мониторинг эффективности ОП, диагностику результативности новаций учебного плана, собственной деятельности и принятия адекватных управленческих решений на основе полученных данных.