Интегрированный урок "русский язык + математика" по теме "Использование имен числительных в речи"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели: добиться, чтобы учащиеся:

знали:

  • в чём состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи;
  • где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи;

умели:

  • грамотно записывать числительные;
  • грамотно употреблять числительные в устной речи

Задачи:

  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя разные формы работы;
  • развивать интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Везде и во всём человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

По частоте употребления имена числительные занимают 8-е место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных, самыми употребительными из них являются числительные, обозначающие числа первого десятка, тысяча, миллион (два последних слова имена существительные со значением числа).

Поэтому понятно, насколько важно уметь правильно употреблять в устной и письменной речи имена числительные. Это и будет темой урока.

Записать в тетради число и тему урока.

- На каких уроках вы чаще всего встречаетесь с именами числительными?

На уроках математики.

- Вот почему сегодня у нас на уроке два учителя: я и учитель математики.

На уроках русского языка мы учимся правильно писать, произносить имена числительные, а на уроках математики вы постоянно используете эти знания. Прочитать эпиграф.

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

2. Учитель русского языка.

1) Прочитайте отрывок из стихотворения польской поэтессы Ванды Хотомской (на интерактивной доске).

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто.

(Перевод Л.Кондратенко)

- Почему трудно читать этот текст?

- В каком случае можно использовать цифры?

Если в слове есть значение числа.

- В каких словах этого отрывка содержится значение числа?

Выпишите эти слова.

- Все ли эти слова относятся к именам числительным? Какие?

- К какому стилю речи принадлежит этот отрывок?

- Какая запись числа принята в художественном стиле? Словами.

А в научном? Цифрами.

2) В правильности этого вывода мы сейчас убедимся.

Приготовьте карточку с текстом. Читаем отрывок из повести А.Н.Толстого “Детство Никиты”.

Известный русский писатель А.Н.Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

“Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна…” - прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как, щель; на пыльной, плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы.

- Что мешало мальчику решить задачу?

- В каком стиле написан текст? В художественном.

- Подскажите, как ему помочь.

Надо составить задачу и записать краткое решение.

- Каким должен быть стиль речи? Научным.

- Каковы основные приметы научного стиля? Точность, конкретность.

3. Учитель математики.

а) Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

- Краткое условие задачи:

10 аршин по3 р.64 к.

10 аршин по 2 р.36 к. Всего?

От восточных купцов пошла единица “аршин” - существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка “мерить на свой аршин”

1 аршин=16 вершкам=28 дюймам=71 см.

4. Учитель русского языка.

- Как записывают числа на уроках русского языка и математики?

По-разному.

- Почему по-разному?

Разные цели, задачи уроков.

- Какая основная цель на уроках русского языка?

Грамотно писать и говорить.

- Проверим правописание трудных слов по теме “Имя числительное” с использованием кроссвордов, которые вы составляли сами.

Кроссворд победителя на экране.

По горизонтали.

1. Разность чисел 600 и 300. (Триста)

2. Квадратом какого числа является число121? (11)

3. Сколько метров в километре? (1000)

4. Единица с шестью нулями? (1000000)

5. Денежная единица Франции? (Франк)

6. Сумма чисел 250 и 150? (400)

7. Собирательное числительное, однокоренное слову семь. (Семеро).

По вертикали.

8. Чёртова дюжина. (13)

9. Мера веса, равная тысяче килограммам. (Тонна)

10. Денежная единица США. (Доллар)

11. Прилагательное, образованное от сочетания “семь метров”. (семиметровый)

12. Мера веса, равная ста килограммам. (Центнер)

Автор кроссворда у доски читает вопросы, ученики угадывают слова, автор записывает в клеточки.

Все ученики записывают эти слова в тетрадь через запятую.

Триста, одиннадцать, тысяча, миллион, франк, четыреста, семеро, тринадцать, семиметровый, доллар, центнер, тонна.

-Прочитать, чётко проговаривая слова, прокомментировать орфограммы.

- Продолжаем писать “трудные слова”. (Они записаны на доске с пропущенными буквами)

Кил_метр, килогра__, ми__игра__, д_ц_метр, г_ктар, пр_цент, ми__иард, девяност_.

Помимо того, что имена числительные очень широко используются во всех школьных предметах, они часто употребляются и в повседневной жизни. Например, у телеведущих. Сейчас мы посмотрим “телепередачу”.

Два ученика сидят за столом перед классом. Они по очереди читают свои сообщения. Ученики записывают новые слова через запятую.

Телепередача “Исторический альманах”

1-ый. Начинаем телевизионную передачу “Исторический альманах”.

2-ой. В ней мы узнаем о старинных мерах длины и …

1-ый. …и ещё кое-что интересное о числительных.

2-ой. В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размером частей тела человека. Например: сажень, локоть (аршин), пядь, дюйм, фут.

1-ый. В Англии и США до сих пор используется:

“ступня” - фут (31 см);

“большой палец” - дюйм (2,5 см),

ярд - мера длины, появившаяся почти 900 лет назад.

2-ой. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу “поприще”, заменённую позже верстой (от 500 до 750 саженей)=1,67 км.

Пядь - древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17-18 см) - расстояние между концами растянутых пальцев (большого и указательного).

Такое же происхождение имеет и русская сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Косая сажень – самая длинная от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки. Именно поэтому сказать про человека “у него косая сажень в плечах” - то же самое, что и назвать его богатырём, великаном.

А теперь послушайте, откуда произошли названия некоторых числительных и других слов со значением числа.

Слово СОРОК первоначально было существительным и обозначало мешок, куда помещалось 40 штук собольих шкурок, бывших в то время денежной единицей. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный “мешок” с разрезами для головы и рук.

Теперь о происхождении существительного МИЛЛИОН.

Это слово придумал знаменитый путешественник Марко Поло. Посетив в 13 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатством этой страны. Вот и образовал от итальянского слова мили (что означает тысяча) и частицы -оне ( соответствующей увеличительному суффиксу - ищ ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как тысячища.

- Посмотрим, какие слова записали и как они пишутся.

Самопроверка, на полях ставим оценку (слова на интерактивной доске).

5. Учитель математики

Знакомство с римскими цифрами.

Где встречаются римские цифры?

В учебнике по истории для обозначения времени, века, глав и разделов книги, месяцев года, для обозначения дат значительных событий, годовщин.

Вывешивается плакат с римскими цифрами, учитель комментирует.

До сих пор используются римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.

1 - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000.

Остальные числа записываются этими цифрами с применением сложения и вычитания. Так, например, число XXV означает 25, так как 10+10+5=25.

Если меньшая по значению цифра (1,X,C) стоит перед большей, то её значение вычитается.

Например, число МСМLXXX1X означает 1989, так как

1000+ (1000-100)+50+ 10 +10 + 10 + (10 -1)=1989.

Для вычислений запись чисел с помощью римских цифр неудобна. В этом вы сможете убедиться сами, если попробуете выполнить, например, сложение чисел ССХV и XL1X.

Записать римскими цифрами со словом век время жизни великих учёных.

Николай Коперник - 1743-1543.

Джордано Бруно - 1548 – 1600.

Галилео Галилей - 1564 – 1642.

Исаак Ньютон - 1643 – 1727.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что показалось интересным?

Возвращение к эпиграфу.

7. Домашнее задание.

На выбор:

1) Из учебника математики выписать слова, в состав которых входят числительные, например, треугольник.

2) Из учебника истории выписать несколько предложений с римскими цифрами. В скобках записать их прописью.