Исследование текста

Разделы: Русский язык


Работая в старшей школе с момента экспериментального введения ЕГЭ в Москве, я столкнулась с тем, что детям проще написать сочинение на заданную тему, а не рассуждать на основе предложенного текста, да еще соблюдая целый ряд требований. Чтобы рассуждать - надо понять.

Если отрывки из художественной литературы более или менее понятны, особенно когда эти произведения входят в школьную программу и разобраны на уроках литературы, то встреча с публицистикой приводит детей в замешательство. Ученики могут по нескольку раз читать текст и не понять, собственно, о чем же прочитали. Учащимся трудно приводить аргументы, так как не могут обозначить проблему. А уж определить авторскую позицию, сформулировать свою – это из области фантастики. Так как же научить детей понимать прочитанный текст и выполнять задания, связанные с пониманием?

Я решила попробовать на уроке в 9 классе вместе с детьми вывести алгоритм исследования текста. При этом результат, то есть получившийся алгоритм, должен быть применим для написания заданий с развернутым ответом как в ГИА, так и в ЕГЭ. На основе текста, взятого из демонстрационного варианта 2007 года, мы этот алгоритм составили.

Хотя на сегодняшний день уже существуют методические рекомендации работы с текстом, я предлагаю воспользоваться своей разработкой. В качестве наглядного пособия составлена презентация (Приложение 1).

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возмутились: “Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте”, – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.

(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

(10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) “Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!”

(12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость. (По В. Солоухину)

1. C чего надо начать, чтобы понять текст? - Выразительно прочитать этот текст. Отметить ключевые слова (обозначены в тексте).

2. Что такое микро тема текста? - Каждый абзац текста представляет собой микро тему. Обозначаем микро темы и получаем план текста:

А) “Мы приехали Японию смотреть…”

Б) Секрет постижения красоты

В) Чувство, похожее на досаду

Г) Когда возможен духовный контакт с природой?

3. Как определить тему текста? - Подумать и сказать, о чем этот текст. Подсказка: как правило, тема обозначена в начале текста (1-4 предложение). Тема нашего текста - Любование природой.

4. Как сформулировать идею текста? Идея представляет собой основную мысль. Подсказка: как правило, идея обозначена в конце текста. Основная мысль нашего текста - Любование природой исцеляет душу.

5. Как определить проблему? Проблема по своей сути представляет противоречие. В чем заключается противоречие в содержании данного текста? - Между восприятием и пониманием красоты и временем. Проблему можно сформулировать так - Для духовного контакта с красотой, для того, чтобы эта красота исцеляла душу, необходимо время

6. Определяем стилистическая принадлежность текста и его тип. Стиль – публицистический. Тип – повествование с элементами рассуждения.

7. Важный элемент исследования текста – Анализ грамматической, синтаксической, орфографической, фонетической структуры.

Алгоритм исследования текста:

  1. Выразительно прочитать
  2. Отметить ключевые слова
  3. Обозначить микро темы
  4. Определить тему
  5. Определить идею
  6. Определить проблему
  7. Определить стилистическую принадлежность и тип
  8. Лингвистический анализ

В качестве анализа грамматической, синтаксической, орфографической и фонетической структуры можно использовать задания, входящие в структуру ГИА и ЕГЭ.

К данному тексту использованы материалы демонстрационной версии.

1. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

  1. Секрет постижения красоты в активном воздействии на нее.
  2. Изучение природы – дело специалистов.
  3. Любование красотами природы – бесполезное занятие.
  4. Секрет постижения красоты в способности неторопливо любоваться ею.

2. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

  1. 9
  2. 2
  3. 3
  4. 16

3. Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте?

  1. Связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника
  2. Покоряющий своей прелестью, обаятельный, очаровательный
  3. Связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его внутренних качеств
  4. Проникнутый дружеским расположением, доброжелательный

4. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. Японцы
  2. Приехали
  3. Вежливо
  4. Смотреть

5. Каков способ образования слова любование?

  1. Приставочный
  2. Суффиксальный
  3. Приставочно-суффиксальный
  4. Бессуффиксный

6. Какой частью речи является слово что в предложении №8

  1. Местоимение
  2. Союз
  3. Наречие
  4. Частица

7. В составе какого предложения есть безличное?

  1. 1
  2. 2
  3. 8
  4. 10

8. Какая характеристика предложение №10 является верной?

  1. Сложноподчиненное
  2. Сложносочиненное
  3. Простое
  4. Сложное бессоюзное

В дальнейшем я стала включать элементы алгоритма в 5 классе, конечно на примере несложных текстов. И дети с удовольствием исследуют текст.

Поэтому к выпускным классам практически не возникает проблем с пониманием публицистических текстов и написанием сочинений.

Используя алгоритм на протяжении нескольких лет, совершенно ответственно могу заявить, что он действительно помогает. Дети начинают быстрее ориентироваться в тексте, видеть главное и не зацикливаться на неважном. Почти все справляются с формулировкой проблемы и позиции автора. Правильно структурируют сочинения, логически верно выстраивают его последовательность.

Надеюсь, что пригодится и поможет, особенно тем коллегам, которые только начинают “сдавать ЕГЭ”.

Примеры разобранных текстов

Текст № 1

(1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов . (2) И импортных, и отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается... (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

(А. Андреев)

  1. Прочитали текст.
  2. Отметили ключевые слова
  3. Обозначаем микро темы:
    1. Избыток сериалов про тяжелую жизнь бандитов
    2. Благородная бандитская жизнь
    3. Бандиты вынуждают убивать обстоятельства
    4. Хорошие бандиты борются с плохими
    5. Хорошие милиционеры работают с хорошими бандитами
  4. Определяем тему (находится как правило в начале текста)
    Тема: Сериалы про тяжелую жизнь бандитов и повязанных с ними бизнесменами
  5. Определяем идею (находится как правило в конце текста)
    Идея: в данном тексте идея выражает позицию автора: не могут быть бандиты хорошими или плохими. При таких позициях в обществе у нас нет надежды на светлое будущее.
  6. Проблема: в предложенном тексте можно обозначить несколько противоречий
    Первая - несоответствие понятий “бандит” и “хороший”
    бандит – преступник. И не важно, что заставляет бандита совершать преступление.
    Еще одна проблема – как люди, призванные защищать закон, могут сотрудничать с теми, кто его нарушает?
  7. Определяем стилистическую принадлежность
    Текст вызывает у нас целый ряд эмоций. Желание высказать свою позицию по данной проблеме. В тексте нет олицетворений, но присутствует эмоционально окрашенная лексика, эпитеты. Следовательно, это публицистика.
  8. Лингвистический анализ

1. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

  1. Отечественные телесериалы могли бы быть лучше, чем “импортные”, если бы наши режиссеры и сценаристы не старались подражать зарубежным.
  2. Любые произведения, сделанные как телесериалы. – произведения безвкусные и примитивные.
  3. В любых слоях общества есть хорошие и плохие. Нравственные и безнравственные люди.
  4. Нельзя, гоняясь за остротой и “простотой” сюжета, рекламировать то, что является злом для общества.

2. Из предложения 7-9 выпишите подчинительный союз.

3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью примыкание.

4. Во втором абзаце найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 15-26 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 8-23 найдите сложноподчиненное предложения с придаточным уступительным. Напишите их номера.

7. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

8. В каких предложениях лексический повтор служит средством выразительности?

  1. 2,3
  2. 1,4
  3. 15, 19
  4. 27, 28

Текст №2

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. 3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то “невозвратное” лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза.(5) А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

(6) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.(8) Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их.(10) Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(12)Да что там — весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало.(15) Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.(16) Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза.(18) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

1.Прочитали текст.

2. Отметили ключевые слова.

3. Обозначаем микро темы

1) людей мучают разнообразные сожаления

2) не оправданная стремительность времени

3) не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза

4) сожаление о том, что не удалось

5) на одном клочке можно увидеть необыкновенно много

4. Определяем тему (находится как правило в начале текста)
Тема – стремительность времени

5. Определяем идею
Идея – в данном тексте совпадает с позицией автора
“Даже сидя всю жизнь на одном клочке можно увидеть необыкновенно много”.

6. Определяем проблему
Проблема – ничем не оправданная быстротечность времени

7. Определяем стилистическую принадлежность

Прочитанный текст вызывает у читателя ряд эмоций почти каждому человеку проблема, поднятая автором, близка. В тексте присутствуют эпитеты, лексические повторы, эмоционально-окрашенная лексика, ряды однородных членов. Отсутствуют олицетворения. Следовательно, это публицистика.

Лингвистический анализ

  1. В каком предложении встречаются контекстные антонимы?
    1. 10
    2. 2
    3. 11
    4. 15
  2. Из предложений выпишите прилагательное, которое употреблено в значении существительного.
  3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление.
  4. Среди предложений 14-19 найдите простое односоставное безличное предложение.
  5. Среди предложений 6-16 найдите сложносочиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
  6. Среди предложений 1-14 найдите предложение с необособленным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения
  7. Среди предложений 12-19 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения
  8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1-11
  9. Сравнительный оборот
    1. Риторическое обращение
    2. Эпитеты
    3. Антонимы
    4. гипербола

Для подобной работы в 5, 6, 7, 8 классах используются задания на основе программного материала.