Значение опорных таблиц и опорных карт в подготовке учащихся к успешной итоговой аттестации

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Проблемы, связанные с неуспешностью школьников в учебном процессе, наибо-лее ярко проявляются в решении практических задач. Среди причин, почему ученики, зная правила, допускают ошибки в практической деятельности, можно выделить следующие. Обучение школьников способам решения практических задач обычно строится на основе предложенных ему учителем образцов, моделей, алгоритмов или в опоре на личный опыт ученика, его исходное умственное развитие. Процесс решения задачи не рассматривается как разветвленная деятельность, состоящая из действий и операций. Даются они, как правило, в "готовом " виде, поэтому плохо осознаются самим учеником. В результате школьники не понимают структуру деятельности решения практической задачи, механизм подбора применяемых в этой деятельности знаний, они не умеют самостоятельно, без подсказок извне, безошибочно планировать способ решения задачи, допускают ошибки.

Разрешение данной проблемы на принципах психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению предполагает формирование у учащихся определенных методологических знаний о деятельности по решению практической задачи. Это особое умение, которому можно научить любого ученика независимо от его природных умственных способностей, сняв проблему неуспешности школьников в выполняемой ими практической деятельности.

Каким же образом организуется деятельность учащихся на уроке?

Покажем это на примере урока русского языка, направленного на подготовку к изложению с элементами сочинения. Изложение и сочинение являются самыми сложными формами письменных работ, выносимых на выпускные экзамены в школе и на вступительные в вузе. Проблема качественного понимания и построения текста актуальна в современном обществе. Учащиеся мало читают художественной и публицистической литературы, что приводит к оскудению словарного запаса и отсутствию представления о построении текстов. А экзамены сдавать нам всем. Поэтому мы предлагаем построить урок следующим образом:

Формулировка цели урока учащимися с помощью учителя (учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают учащимся сформулировать цель);

Совместная работа по изучению частично заполненной ОК "Написание изложения с элементами сочинения" (все вместе вслух проговариваем и раскрываем все этапы нашей деятельности и объясняем друг другу их сущность);

Индивидуальная работа над каждым этапом деятельности с последующей проверкой и обсуждением;

Написание изложения с элементами сочинения с опорой на ОК.

Деятельность, организованная таким образом, позволяет каждому учащемуся в независимости от его интеллектуальных и психических особенностей справиться с предложенным заданием. Продуктом урока будет заполненная ОК, в которой найдёт отражение и тема текста, и его основная мысль, а также подробный тезисный план с уже составленным тезаурусом ключевых слов. Наличие такой ОК позволяет в качестве домашнего задания предложить учащимся составить свой текст, раскрывающий указанную тему, основную мысль и включающий ключевые слова и выражения. Также ОК позволяет учителю не волноваться по причине отсутствия спаренных уроков в расписании. Ведь, имея такую опору, отработанную при выполнении домашнего задания, учащиеся без особых затруднений справятся с написанием изложения и на следующем уроке по расписанию. Кроме того, опорная карта выступает для школьника эталонным образцом при проведении самоконтроля выполненной им деятельности. Используя ОК, любой ученик может найти свою ошибку и скорректировать выполняемую им деятельность. При этом исключается необходимость заучивания и специального запоминания учебного материала. У школьников повышается мотивация к учебной деятельности. ОК обеспечивает ученику безошибочное решение практических задач любой степени сложности самостоятельно.

В результате, на протяжении всего учебного процесса школьники находятся в состоянии психологической комфортности, показателями которой являются:

а) отсутствие тревожности на уроке при выполнении любых видов деятельности (контрольных и тестовых работ, устных ответов у доски и др.) вследствие наличия ОТ и ОК, помогающих успешно решать различные теоретические и практические задачи;

б) раскованность учащихся, отсутствие боязни на уроке как следствие сформированных умений осознанного построения исследовательской и практической деятельности;

в) состояние успешности и ощущение продвижения вперед при овладении изучаемым предметом.

Процесс усвоения, таким образом, является адаптивным, доступным каждому ученику независимо от его индивидуальных способностей и особенностей, наличного уровня развития и степени его подготовленности по конкретному предмету. Изменяется мотивация учения: ведущим мотивом у учащихся становится познавательный - интерес к технологии овладения учебным предметом.

Составленные школьником опорные таблицы и опорные карты (см. Приложение) выступают тем эталонным образцом, по которому любой ученик без чьей-либо помощи может сам провести самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполненной им деятельности, ее рефлек-сию. При этом сам школьник (а не учитель или другой ученик) может найти допущенную им ошибку (если таковая и была), определить ее характер и подобрать способ ее исправления.

Наряду с конкретно-предметными знаниями и умениями у учащихся формируется "умения учиться", основу которого составляют методологические знания и умения исследовать изучаемый материал, производить знания, обобщать их и схематизировать знаково-символическими средствами, усваивать путем переноса в "умственный, психический план", строить деятельность по решению практических задач.

Наблюдается формирование таких психических новообразований как рефлексия выполняемой деятельности; произвольность деятельности, внимания, мышления,

  • памяти; учебно-познавательная мотивация; знаково-символическая деятельность;
  • построение внутреннего (психического) плана действий; теоретическое, научное мышление (логическое, системное).

Проведённая диагностическая работа по русскому языку показала, что из 13 учащихся, являющихся участниками эксперимента, четверо получили отметку "5", восьмеро - "4", и только одна девочка выполнила работу на "3", двоек нет. Но эта ученица не является носителем русского языка, дома она общается на родном татарском языке. Поэтому здесь необходима огромная работа. Картина успеваемости в контрольном классе несколько иная: из 17 выполнявших работу учащихся только двое выполнили задание на "4", семеро - на "3", и шестеро - на "2".