Исследовательская работа "Люблю березку русскую"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Однажды, когда мои ребята учились во втором классе, мы отдыхали в ДСОЛ “Березовая роща” . Один ученик спросил у меня: “Елена Евгеньевна, а почему в нашем городе так много берез?” Я ответила, что берез много не только в нашем городе, а во всей России. Мой ответ еще больше удивил второклассника, и тогда я предложила детям заняться исследовательской работой: узнать, почему же так любит русский народ березку.

Так родилась идея провести внеклассное мероприятие с элементами проектной деятельности “Люблю березку русскую”, о которой мне и хотелось бы сегодня рассказать.

Мы выбрали творческую группу по подготовке мероприятия, в которую вошли почти все ученики 3 “В”класса и я – классный руководитель.

На следующем этапе мы разработали план работы и определили направления в работе. Первым направлением стал сбор и изучение материалов по теме.

На данном этапе дети совместно с родителями добывали информацию из различных источников: справочной литературы, из средств массовой информации, из бесед со старшим поколением, из интернета.

С творческой группой мы определили рамки, в которых предстояло вести свои наблюдения. Это было не только наблюдение за природой. Ребятам предстояло проследить за изображением берёзы в живописи, музыке, поэзии, в художественных произведениях, в истории. Детям был рекомендован список произведений для изучения. Дети проявляли творческую инициативу и сами предлагали материалы для наблюдения и изучения. Они рисовали рисунки, писали сочинения, пробовали сочинять стихи о берёзе, мастерили поделки, делали поделки из бересты.

Результатом нашей работы стало проведение внеклассного мероприятия, на котором присутствовали дети, родители, бабушки, дедушки, учителя нашей школы.

На мероприятии мы показали все, что узнали о березах. Дети читали свои сочинения, демонстрировали рисунки и поделки, разыгрывали сценки о целебных свойствах березы. Мы составили и показали короткую литературно-музыкальную композицию “Памяти павших будьте достойны”, почтили память погибших солдат. Что растрогало старшее поколение до слёз.

Цель: формирование навыка исследовательской деятельности учащихся через поиск и обработку информации о берёзе.

Задачи урока.

В сфере личностных.

Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД.

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД.

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников. В сфере коммуникативных УУД.

Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Развивать навык использования речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

№ слайда Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент (1 мин.).
  Цель этапа (учителя)

- Взаимные приветствия учителя и учащихся.

- Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. - Доброжелательный настрой учителя.

Цель этапа (ученика)

- Взаимные приветствия учителя и учащихся;

-Распределение учащихся на рабочие группы

- Доброжелательный настрой учащихся.

№1. Звучит мелодия песни “Почему так в России березы шумят”. Заходят учащиеся.
  Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра и поприветствуйте друг друга.  
Мотивационный этап (5 мин.).
  Цель этапа (учителя).

- Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Цель этапа (ученика).

- Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

№2. Отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей.

Береза.
№2. О чём же мы продолжим разговор? О березе.
№3. Берёза всегда готова прийти на помощь человеку: исцелить его недуги, напоить своим соком, обуть и одеть, украсить его жилище, согреть берёзовыми дровами. Березке русский праздник посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало потрудиться.

  А хотите узнать, за что же русский народ любит берёзку? Да.
  Сегодня мы и ответим на этот вопрос.  
№4. Жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Березы... Березы... Они давно бескорыстно и надежно дружат с людьми. В глубокой древности они пришли к нам в жилище, в далекие времена были для нас источником красоты, света и тепла. Смотрят на экран.
Этап получения новых знаний. 20 минут.
  Цель этапа (учитель).

- Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса.

Цель этапа (ученик).

- Восприятие и переработка информации (содержание материала).

№5-8 Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево.

А что же мы знаем о березе?

Приложение №1.

Что мы знаем о березе?

Выступление первой группы.

№9-11. - Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия “берёза”, “родина”, “любовь”… Приложение №2.

Береза в фольклоре и литературе. Выступление второй группы.

№12. - Посмотрите, ребята, на эту книгу. (Учитель показывает “Сборник рассказов о березе”). Она составлена вами. В ней вы выразили свое отношение к этому замечательному дереву. Давайте послушаем некоторые из ваших рассказов. Дети читают свои сочинения.
  Советский художник Н.Жуков писал о берёзе: “Какое русское, какое очаровательное дерево — берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. В ней и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей Земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаются мозолистые трудовые крестьянские руки, споровито делающие любую тяжёлую работу и одновременно умеющие нежно, с ладони, дать свежую травку в замшевый рот молодого теленка”. Приложение №3.

Береза на картинах художников.

Выступление третьей группы.

№13-18 Художники Пластов и Исаак Левитан, Архип Иванович Куинджи и Саврасов с огромной любовью изображали на своих картинах русские березки. Смотрят слайды.
  Мы любим и гордимся нашей малой родиной. Мы нарисовали берёзки и сделали поделки. Нам хотелось передать красоту нашей природы. Ребята представляют свои работы.
  Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин, символ непобедимой Родины.  
№19-22 В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу. Я помню, ранило берёзу Осколком бомбы на заре, Студёный сок бежал, как слёзы, По изувеченной коре. За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой, Но мы столицу отстояли, Спасли берёзу под Москвой.

Приложение №4.

Выступление четвертой группы. Береза в истории.

 
№23-28 С березкой связано на Руси много обрядов и преданий. Приложение №5.

Выступление пятой группы.

№29-33 Да, много чего можно сделать из берёзы. Лыжи, мебель, посуду. (Показывает). Приложение №6.

Береза в обиходе.

Выступление шестой группы.

№34-37

Береза – народное средство для лечения от многих болезней. В народной медицине применяются почки, листья, активированный уголь, сок и даже берёзовые сережки.

Приложение №7.

Береза в медицине.

Выступление седьмой группы.

  Физкультминутка.

В старину вокруг берёз водили хороводы, в нашем уютном кабинете тоже есть берёзки, вокруг которых закружится хоровод.

Учитель объясняет танец “Берёзка”, “берёзка” показывает элементы танца в центре хоровода, все танцуют хороводный танец “Во поле берёзонька стояла”. (Танец был поставлен совместно со школьным хореографом.)

Приложение №8.

Дети исполняют танец.

№38-42 Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором сложено столько пословиц, поговорок и песен, как о белоствольной березке. За белую кору и получила она свое название. Покрытая нежной зеленью весной и летом, золотом листвы осенью, березка не только радует человека своей красотой, но и дарит ему прекрасный поделочный материал — бересту. Приложение №9.

Выступление восьмой группы.

Береста.

Этап практической работы. 15 мин.
  Цель этапа (учитель).

- Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.

- Продолжать знакомить детей с разновидностью коры — берестой; учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке; формировать умение строить схему поэтапного изготовления игрушки; укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время совместных действий

Цель этапа (ученик).

- Организация своей деятельности во времени в соответствии с заданными целями и задачами. - Творческое применение знаний и умений.

№43. Сегодня мы будет мастерить новую игрушку из бересты — туесок. Педагог объясняет ребятам, что такое туесок, зачем он нужен. Говорит, что им надо будет работать с выкройкой. Объясняет, что называют выкройкой, для чего ее используют. Затем показывает туесок. Дети рассматривают его, ощупывают поверхность материала, отмечают характерные особенности размера, формы, рассказывают, как им можно пользоваться в быту.
  Сколько этапов работы обозначили? Четыре.
  Для использования, экономии времени нужно спланировать свою работу. Приложение  №10.

Дети составляют план работы.

  1. Вырезать сектор круга и полоску.

2. Придать форму воронки.

3. Корпус туеска сшить.

4. Прикрепить ручку.

Читают план работы, написанный на доске.
  Инструктаж по охране труда.

Ребята, будьте осторожны при работе с ножницами, иголкой.

Дети внимательно слушают.
  Приступаем к работе. Самостоятельная работа.
  Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые туески у нас получились! Ученики делятся впечатлениями.
  Учитель помогает организовать выставку работ. Рассматривают и оценивают результат своего труда.
Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин.
  Цель этапа (учитель).

- Создание ситуации успеха.

- Анализ и оценку деятельности ученика.

Цель этапа (ученик).

- Осознание учениками значимости полученных результатов.

 

Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали для себя? Выберите листочек нужного цвета и приклейте к нашей березке.

Выполняют задание:

Зелёный листочек – легко все удавалось, было интересно.

Жёлтый листочек – возникли затруднения, но я их быстро преодолел с помощью друзей.

Красный листочек – мне было трудно, не все понял.

Итог урока. 2 мин.
  Цель этапа (учитель).

- Анализ, оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель этапа (ученик).

- Оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

  Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу.

 

Список источников:

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.

Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками./В.М.Суворова. – Волгоград, издательство “Учитель”, 2009.

Грехова Л.И. В союзе с природой./Л.И.Грехова. - М.: Илекса, Ставрополь, Сервис школа, 1999.

Интернет-ресурсы:

hhttp://pedolimp.ru/konkurs/207/1/15603_207_1_1332592094.zip http://srgazeta.ru/
2011/06/beryoza-simvol-troicy/http://forum.pnz.ru/pda/viewtopic.php?t=
108862&sid=ecf4067fde10c885555c68ba1e34eb00

http://images.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B0%2
0%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%83&biw=1280&bih=
811&sei=in3kToagCIKVOoaYrLAI&tbm=isch

http://blog.kp.ru/users/3208812/rubric/1127474/

http://tovarbanya.ru/info/informaciya.html

http://trava.vitok-life.ru/?p=707

http://www.pokupka-re.com/index.php?unifid=3ef0d3aa674a653987c275cf0a8a7c63

http://deal.by/Sok;Mogilev.html

http://lori.ru/1493876

http://www.foru.ru/slovo.37295.3.html

http://artnow.ru/ru/selected/4/0/picture/0/209135.html

http://www.cgtalk.ru/gallery/misc.php?do=printimage&i=4678

http://jeani-biserok.blogspot.com/2009_06_01_archive.html

http://www.prazdnikura.ru/articles/istiriitradiciiprazdnikov/01_
prazdnovanietroicy/01_prazdnovanietroicy.php

http://fotki.yandex.ru/users/albinchik017/view/156776/

http://www.nissan-tver.ru/news1.php?uid=67

http://srgazeta.ru/2011/06/beryoza-simvol-troicy/

http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/picture/&png=373753&cntvat_pheCntr=9&vqFrnepu=
1232022332&cntvat_fgneg=0?picid=fs-KRYLOV/07-12/ a 06.jpg&cat=373753&search=

http://etno.environment.ru/news.php?id=91