Урок окружающего мира по теме "Холодные и жаркие районы Земли"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные - формирование представлений о холодных (Арктика, Антарктида) и жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; познакомить с нахождением данных районов на карте и глобусе; отличительными признаками растительности и животных;
  • Воспитательные – воспитывать любознательность, любовь к животным, формировать чувство любви к родине;
  • Развивающие – развивать память, мышление, воображение, общеучебные умения и навыки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверты с заданием, цветные карандаши, глобус, слайдовая презентация и мультимедийное оборудование.

Ход урока

Презентация.

I . Организационный момент:

- Поздоровайтесь с гостями. Проверьте свое рабочее место. Садитесь. № 1 – тема

II. Объяснение нового материала:

1. Вступительная беседа. Актуализация начальных знаний учащихся.

- Сегодня на уроке мир вокруг нас мы с вами отправился в большое путешествие.

А откуда мы начнем свой путь, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма. № 2 – мультфильм

(Показ начала мультфильма “Мадагаскар”)

- Итак, ребята, скажите, откуда же мы отправляемся в путь? (Нью-Йорк)

- Где живут герои мультфильма? (В зоопарке)

- Кто главные герои мультфильма? (зебра, жираф, лев и бегемот, пингвины)

- О чем они мечтают? (Попасть на родину)

- А где находится их родина? (В жарких странах, на Мадагаскаре)

- А каких еще животных можно встретить в зоопарке? (слона, тигра, белого медведя)

- А вы знаете, где живет белый медведь или морж, где их родина? (На севере)

- Вот сегодня мы и отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, слоны, зебры и многие другие животные. А поможет нам в этом путешествии модель нашей планеты Земли

- Что это такое? (Глобус) и учебник.

2. Работа с учебником, глобусом и картой - холодные районы Земли № 3 - глобус

- Откройте учебник Мир вокруг нас на 72-й странице.

Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, в какие районы Земли мы отправимся сначала? (В холодные)

- Прочитайте текст на 72-й странице.

- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом)

- Какой полюс здесь расположен? (Северный полюс)

- Кто может показать Северный полюс на глобусе? (Ученик показывает) № 4 – северный полюс на карте

- Огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами (показываю по слайду-карте) называется Арктика. На островах Арктики расположена ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на несколько метров в глубину. Здесь находится точка Северного полюса (показываю)

- Как вы думаете, многие ли живые существа могут выжить в таких условиях?  (нет) № 5 – картина Арктики

- Какими они должны быть? (приспособленными)

- Наши знатоки приготовили небольшие рассказы о жителях Северного полюса.

Ваша задача внимательно их послушать и ответить на вопросы знатоков.

- Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Он живет только в Арктике. Всю жизнь он проводит во льдах. Питается тюленями, рыбой, птицами. Его вес около 700 килограммов. Медведь – прекрасный пловец, он может проплывать по 100-150 километров. № 6 – белый медведь

- Внимание вопрос! Почему белого медведя называют хищником? (он охотится на других животных)

- Морж – представитель отряда ластоногих. Вес большого моржа 1000-1500 килограммов. Он избегает открытого моря и предпочитает мелководье. № 7 – моржи

Питается моллюсками, червями и ракообразными. Лежбища устраивает на берегу или на плавучей льдине.

- Внимание вопрос! К какому отряду животных относится морж? (ластоногих)

- Как вы думаете, почему?

- Еще несколько представителей ластоногих обитают в Арктике: тюлени,  № 8 - ластоногие котики, нерпы, детенышей которых называют бельки (показываю).

- А теперь сами прочитайте текст на 73-ей странице. № 9 – южный полюс на карте

- О какой части света идет речь? - Что такое Антарктида? (огромный участок суши, покрытый льдом)

- Какой полюс здесь расположен? (Южный)

- Кто может показать Южный полюс на глобусе? (ученик показывает)

- Антарктида или Антарктика – это обширная пустыня на Южном полюсе (показываю) почти целиком покрыта толстым слоем льда, наибольшая глубина которого составляет 4800 метров. В летний период лед вокруг побережья тает, и от ледника откалываются массивы различной формы – айсберги. № 10 - айсберги

Их размеры достигают 60 метров в высоту и нескольких километров в длину.

- Давайте познакомимся с жителями Южного полюса.

- В Антарктиде обитает 8 видов пингвинов. Самые распространенные – № 11 - пингвины

небольшие пингвины Адели (показать). Самые большие – императорские пингвины (показать). Когда императорский пингвин стоит на суше, ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется 110-120 см. Свое потомство они выводятв суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху теплого живота. Пингвины не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.

- Внимание вопрос! Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)

- Почему? (Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины – на Южном. Они не могут встретиться.)

- Помимо пингвинов в Антарктиде встречается огромное количество птиц:  странствующие альбатросы, антарктические и снежные буревестники, бакланы, чайки -поморники. Все они питаются рыбой. № 12 - птичьи базары

 - В Антарктиде также встречаются представители отряда ластоногих: № 13 – морские леопарды и слоны

морские леопарды и южные морские слоны. Морской леопард нападает на пингвинов, а также на других птиц и рыб. Птиц морской леопард ловит, подплывая к ним под водой. Южный морской слон – самое крупное животное среди всех ластоногих. Конец морды у самца вытянут в хобот из губчатой ткани, обычно свисающей в виде мешка.

- Внимание вопросы! Где живут морские леопарды и морские слоны? (В Антарктиде).

- Как вы думаете, смогут ли жить на Южном полюсе настоящие леопарды и слоны? (нет) Почему? (Для них на Южном полюсе очень холодно и недостаточно или совсем нет пищи)

3. Физминутка

- Прежде чем мы отравимся искать, где же живут слоны и леопарды, давайте испробуем различные виды транспорта: № 14 - физминутка

Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели
И поехали. Поехали!
Карусели, карусели,
В вертолет с тобой мы сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели
На лошадку с тобой сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели,
Мы на поезд потом сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели
Мы за парты тихо сели.

4. Работа с учебником, глобусом и картой - жаркие районы Земли. № 15 – карта мира

- Откройте 74-ую страницу учебника. Рассмотрите иллюстрации.

- В какие страны мы попали? (В жаркие)

- Как вы догадались? (Много зелени, нет снега и льда, другие животные)

- Если мы найдем на глобусе в центре земного шара воображаемую линию (экватор), то по обе стороны от экватора мы увидим жаркие районы Земли. (показываю на глобусе и на слайде)

- Прочитайте текст учебника. № 16 – жаркие страны

- Как называются расположенные в жарких районах территории? (саванны, тропические леса)

- Что такое саванны? Найдите и прочитайте в учебнике. (Поросшие травой открытые пространства)

- Чем отличаются от саванн тропические леса? (Они густые и влажные)

- Рассмотрите, какие звери живут в саванне? (Носорог, зебра, африканский слон, павиан, мартышки, лев ….)

- А теперь слово нашим знатокам.

- Самые крупные слоны – африканские. Их рост 4 метра, а вес 7000 кг. № 17 - слоны

Слоны могут бесшумно передвигаться, превосходно плавают. Имеют бивни.

Питаются слоны листьями, травами, плодами. Продолжительность жизни велика – от 60 до 70 лет.

Мой вопрос: Как вы думаете, почему слоны выбрали для жизни саванны? (богатая растительность дает пищу)

Носорог. Его длина 2-4 метра, высота 2 метра, вес 2-3 тонны. Рог у носорога № 18 - носороги

70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью животное пасется, ест листья, траву, корни.

Вопрос: Является ли носорог опасным зверем? (да) Почему? (его рог 70 см).

- В жарких странах живет очень много разных видов обезьян. № 19 - обезьяны

Самая большая обезьяна – горилла (показать) Сложение горилл массивное, с сильно развитой мускулатурой. Эти животные обладают огромной силой.

Питаются гориллы исключительно растительной пищей. Они спокойные и миролюбивые животные.

Внимание вопрос: Каких обезьян вы видите на слайде? (горилла, павиан, мартышки). Какая самая большая из них? (горилла)

- А еще на Африканском континенте можно встретить крупные табуны № 20 - копытные

зебр, антилоп, мирно пасущихся жирафов и плавающих бегемотов, и, конечно, множество хищников. Назовите их? (львы, гепарды, леопарды) №21 – жирафы

№ 22 - бегемоты

№ 23 – хищники

- Почему им так хорошо живется в Африке?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, каких птиц мы встречаем в саванне? (птицу-секретаря, страуса)

- Я хочу рассказать об одной из самых необычных в мире птиц – о страусе. Рост страуса – до двух с половиной метров, вес – до 136 кг. № 24 - страусы

Вес одного яйца страуса – 2 кг. У птицы большие сильные ноги с когтями.

Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми. Страусы хорошо разводятся в неволе. Есть целые страусиные фермы. Недалеко от нас в городе Фокино есть такая ферма.

- Прочитайте на слайде об особенностях страуса. (читают)

- Мой вопрос: Чем страус и пингвин отличаются от других птиц? (не летают).

- А если мы из саванны переедем в тропические леса, кого здесь встретим? Рассмотрите иллюстрацию на 75-й странице учебника. (Индийского слона, крокодила, павлина, питона, черепаху)

- Да, в тропических лесах тоже живут слоны, но называют их индийскими.

Рассмотрите обоих слонов и найдите отличия? (Африканский слон крупнее, у него больше уши).

- Индийский слон – очень умное животное, он легко поддается дрессировке, № 25 – инд. Слон выступает в цирке и выполняет множество тяжелой работы.

- Тропические леса очень опасны для путешественников. Объясните, почему? № 26, 27 – питон, тигр, крокодилы

(В них живут крокодилы, питоны, тигры)

- А еще тропические леса очень густы и в них живет одна из самых красивейших птиц на Земле. Как она называется? (павлин). № 28 - павлин

- Благодаря своей красоте павлины повсеместно превратились в домашних птиц. В Индии павлин – птица священная. Крик павлина переводят как “Дождь, иди!”. Перед дождем павлины много кричат, и получается, будто они призывают дождь.

Вопрос: Как переводится крик павлина с индийского языка? В каких районах Земного шара живет эта птица?

III. Итоги урока:

- В каких районах Земли мы сегодня побывали?

- Как называются холодные районы Земли?

- Где они расположены на глобусе? № 29 – полюс, тропики

- Как называются жаркие районы Земли?

- А где они расположены?

- Какие животные живут в Арктике? В Антарктиде? № 30, 31- ответы на вопросы

- А где живут слоны? Какие еще животные живут в саваннах?

- А какие животные живут в тропических лесах?

- Какой знак препинания стоит в конце перечисления названных нами животных? (многоточие)

- Что он обозначает? (предложение может быть продолжено)

- Да, ребята, за один короткий урок невозможно узнать все о мире вокруг нас. Но! Вы уже можете читать и сами познакомиться с особенностями многих других животных в самых различных книгах. (показываю)

IV. Практическая работа:

- А теперь посмотрите на слайд и определите на кого похожа скала? А где на самом деле живет слон?  № 32 – каменный слон

- А теперь вам предстоит самостоятельно поселить различных животных каждого на свою родину. Откройте рабочую тетрадь на 30-й странице и найдите задание № 3. Прочтите его: “Помести каждое животное в его природный дом”. № 33 - инструктаж

- Откройте конверты. Соберите из деталей животное. Приклейте его в тетрадь и нарисуйте вокруг него тот район Земного шара, в котором живет данное животное.

- Индивидуальная помощь, если успеем – проверка. № 34 - спасибо

- Оценка работы учащихся на уроке.

В Антарктиде обитает 8 видов пингвинов. Самые распространенные – № 11 - пингвины

небольшие пингвины Адели (показать). Самые большие – императорские пингвины (показать). Когда императорский пингвин стоит на суше, ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется 110-120 см. Свое потомство они выводят в суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху теплого живота. Пингвины не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.

- Внимание вопрос! Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)

- Почему? (Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины – на Южном. Они не могут встретиться.)

- В жарких странах живет очень много разных видов обезьян. № 19 - обезьяны

Самая большая обезьяна – горилла (показать) Сложение горилл массивное, с сильно развитой мускулатурой. Эти животные обладают огромной силой.

Питаются гориллы исключительно растительной пищей. Они спокойные и миролюбивые животные.

Внимание вопрос: Каких обезьян вы видите на слайде? (горилла, павиан, мартышки). Какая самая большая из них? (горилла)