Игра-путешествие "Лес – наш друг" для старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Я работаю над темой « Обучение дошкольников правилам поведения». Считаю её самой актуальной на данный момент. Сюда включаю обучение культуре поведения и обучение безопасному поведению. Тему разделила на пять блоков: «Правила поведения на улице», «Ребёнок в общении с людьми», «Правила поведения в природе и на воде», «Здоровый образ жизни», «Один дома». Предлагаю конспект игры – путешествия «Лес – наш друг» для старшей группы детского сада (блок «Правила поведения в природе и на воде»).

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания детей о лесе как о системе.
  • Конкретизировать знания об обитателях леса.
  • Расширить представления о разных видах леса.
  • Закрепить правила поведения в лесу.
  • Воспитывать любовь к природе.

Материалы: игрушка Незнайки, картинки лесных жителей, картинки лесных ягод, грибов и растений, общая картинка леса, картинки разных видов леса, Красная книга растений и животных, пустые банки, коробки и др. мусор, знаки правил поведения в природе.

Ход занятия

В-ль: дети, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он нашёл дома интересную загадку, а отгадать её не смог.

Незнайка: Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой.
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком.
Петю – сыроежкой.
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (лес)

В-ль: кто же этот богатырь, вы догадались?

Незнайка: А что такое лес?

В-ль: А кто живёт в лесу? Какие животные?

Какие растения можно увидеть в лесу? (показать картинки)

В-ль: [лес – это целая страна, целая система, где всё взаимосвязано. Это доброе зелёное царство, в котором живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки, растут ягоды и грибы, цветы и разные деревья.] [1]

В-ль: сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес.

(под песню «мы едем, едем, едем…» дети «отправляются» в лес)

1 остановка «В лесной чаще»

В-ль: какие бывают леса?

Почему они так называются?

[(если в лесу растут ели, лиственницы, сосны – это хвойный лес. Лес, в котором ели – ельник, сосны – сосновый бор, берёзы – березняк или берёзовая роща, в дубраве – дубы, в смешанном лесу – разные породы деревьев – хвойные и лиственные)] [1]

Что нужно дереву, чтобы оно росло красивым и здоровым?

(вода, солнышко, дождевые черви. Которые рыхлят почву, птицы, которые съедают вредных насекомых)

Кто может причинить вред дереву и как?

(жук-короед. Человек)

2 остановка «На полянке»

В-ль: посмотрите, мы вышли на полянку. А сколько на ней много грибов, ягод и красивых цветов.

Ребята, может стоит всё это собрать и отнести домой?

Что можно взять, А что нельзя?

В-ль: правильно, в лесу растут не только вкусные и полезные грибы и ягоды, но ещё и вредные и даже опасные.

(воспитатель рассказывает какие из предложенных грибов и ягод являются опасными. А какие нет)

Ребята, оказывается в лесу растёт много цветов. Но некоторые из них нельзя рвать. Потому что они занесены в Красную книгу.

А что такое Красная книга?

(в неё заносят растения и животных, которых на нашей планете почти не осталось и их надо охранять).

В-ль: Ты всё запомнил, Незнайка?

3 остановка « Привал»

В-ль: А сейчас предлагаю отдохнуть.

(дети садятся на коврик, звучит запись «Пение птиц»)

В-ль: как же хорошо в лесу! Птицы поют, где-то журчит ручеёк!

Незнайка: [а меня вот почему-то лес не любит. Я раньше тоже гулял в лесу. Идёшь себе по тропинке – увидишь ветку красивую – сорвёшь. Рогатку сделаешь, птичку красивую подстрелишь, поближе рассмотришь. Полюбуешься ею, бабочку красивую увидишь – на булавку её – и в коробку – пусть теперь всегда со мной будет, чтоб я смог на неё полюбоваться, или цветов целую охапку нарву – нюхаю – не нанюхаюсь. Я ведь так люблю лес! А лес меня почему-то не любит. ] [2]

В-ль: ребята, вы догадались почему лес не любит Незнайку?

(ответы детей)

Ты понял, Незнайка свои ошибки?

Незнайка: Да, я всё понял.

(бросает использованные банки, коробки, фантики)

А теперь можно идти дальше.

В-ль: Дети, Посмотрите, что натворил Незнайка. Разве можно так себя вести в лесу?

(ответы детей)

В-ль: Бывая на природе, отдыхая в лесу. Нельзя забывать о правилах поведения, нужно уважать лесных жителей и их лесные законы, не нарушать тишину. Беречь природу.

Ребята, давайте вспомним и расскажем Незнайке, как надо вести себя в природе.

(дети показывают знаки и объясняют) Приложение

(под песню «мы едем, едем, едем…» дети «возвращаются» в детский сад)

Используемая литература:

  1. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
  2. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.