Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать понятие о словах обозначающих действие предмета.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, развитие умения сопоставлять вопрос, на которое отвечает слово и его значение.
  3. Способствовать воспитанию любви к своей родине.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания:

(на слайде написаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден.. )

  • Прочитай слова. Чем похожи эти слова?
  • Как вы думаете какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
  • Мы будем писать мягкий знак, - он орфограмма во всех этих словах.
  • Какое слово лишнее? (корабль), Почему? ( оно двусложное, а остальные слова односложные, их нельзя переносить.

б) Письмо слов под диктовку:

Собака, пушистый, коза, летает, хорошая, бежит, зуб, больной.

1. задание: обозначьте орфограммы в словах. (2 слайд)

2. Задание: на какие группы можно разделить эти слова?

1 группа 2 группа 3 группа
собака пушистый бежит
коза хорошая летает
зуб больной  

(на 3 слайде готовые группы после ответов детей)

  • Почему вы их так разделили?
  1. группа: слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
  2. группа: слова, которые отвечают на вопросы какая? какой?
  3. группа: слова, которые обозначают действие предметов.
  • К 3 группе мы вернемся чуть позже. Пока поработаем с 1 и 2- ой группой.
  • Вспомним, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (предметы);
  • Какой частью речи они являются? (существительными);
  • Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какая?, какой? (признак предмета);
  • Какой частью речи они являются? (прилагательными);
  • Попробуем найти связь между 1-й и 2-й группой.(4 слайд)

кто? собака (какая?) хорошая
кто? коза какая? пушистая
что? зуб (какой?) больной;

  • Хорошо молодцы!

Физкультминутка

III. Постановка проблемы.

  • Сейчас вспомним 3-ю группу слов;
  • Что можете сказать об этих словах?

(ответ: они обозначают действия)

  • Хотите ли узнать о них больше?
  • Для этого откроем учебники на стр. 52;

Рассмотрим кадр фотопленки

  • Что делают дети?
  • Кто из них уже сделал стул? (Петя Зайцев сделал стул )
  • Кто его делает? (Катя Персикова делает стул)
  • А что же Вова Колесников? (Он задумался может сделает стул)
  • Какие слова, обозначающее действие употребили во всех предложениях? (сделал, делает, сделает )

IV. Поиск решения.

  • Значит, над какой темой мы сегодня будем работать?
  • Будем работать со словами, которые отвечают на вопросы: что сделал?, что делает?, что сделает? (новый слайд!);

  • Найдите упр. 81 стр.52;
  • Прочитайте что нужно сделать (задание);
  • Чтение стихотворения;
  • Прочитайте выделенные слова и определите, на какие вопросы они отвечают?

Вывод: Слова отвечающие на вопросы что делать, что делает, что сделает будут называться глаголами.

  • Следующее задание будет чуть-чуть сложнее. Мы напишем два предложения, вы должны будете поставить вопрос и найти слова, которые обозначают действие предмета;
  • Значит какую часть речи мы должны найти? (глагол).

Запишем 2 предложения:

В нашем городе жил великий художник Шишкин. Он написал много известных картин. (работа по слайду)

Посмотрите на портрет нашего земляка Великого известного художника И.И. Шишкина.

(следующий слайд)

Найдите: Глаголы. Для этого что нужно сделать? ( задать вопросы)

  • 1-ое предложение: Что делал? жил
  • 2-ое предложение: Что сделал? Написал

Проблемный вопрос:

  • Как отличить глаголы от других частей речи? (ответ: путем постановки вопроса)
  • Вот мы с вами написали про художника Шишкина, а что вы о нем знаете? (ответы)
  • Ребятишки, что вы чувствуете, когда слышите о И.И. Шишкине? (Мы гордимся, что он жил в нашем городе и писал картины о Елабуге. Он известен всему миру. В Елабугу приезжают много туристов посмотреть на родину Шишкина, на его картины, которые хранятся в музеи).
  • А сейчас немного поиграем.
  • Я буду показывать слова, а вы должны по рядам выполнять то, что написано.
рисуй   прыгай
бегай   станьте
пой   пишите
  • Что вы выполняли? (мы выполняли действия)
  • Что вы узнали про эти слова? (что они отвечают на вопросы: что делает, ит.д., обозначают действие предметов, являются глаголами).

V. Первичное закрепление.

  • Проверим, как вы сможете самостоятельно выполнить упражнение;
  • Найдите упр. 83, стр.53;
  • Прочитайте задание;
  • Прочитайте 1-ый столбик, 2-ой столбик;
  • По образцу попробуем составить предложения;
  • Во втором столбике не хватает несколько, слов вы сами должны их дописать;
  • Выполните в тетрадях;
  • Проверка!
  • Вернемся к 3-ему столбику (подведем итог);
  • Что нового вы сегодня узнали про эти слова?
  • На какие вопросы они отвечают?
  • Какой частью речи они являются?
  • Какое новое слово вы сегодня узнали? (глагол).

Оценивание.

Дом. задание: стр. 53, упр. 82

Библиографический список:

  1. Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. - М.: «Баласс»,2001. -200 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: «Русский язык», 1986. -793 с.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдшена. Изд. 2-е, доп.- М.: Баласс, 2009-400с.