Обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения и обобщающих словах при них

Разделы: Русский язык


При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

1) групповая;
2) индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя синтаксические нормы предложения, осложненного однородными членами.

Материал урока предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения об однородных членах, знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

Цели урока:

  • Систематизировать изученное по теме.
  • Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи урока:

  • Актуализировать знания учащихся по теме.
  • Повторить правила конструирования предложений с однородными членами.
  • Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  • Обобщить и систематизировать материал по теме: “Синтаксические нормы осложненного предложения”.
  • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: Систематизация и обобщение ранее изученного материала.

Форма проведения урока: Урок-практикум.

Оборудование урока:

  1. Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  2. Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.

3. Раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.

II. Актуализация изученного об однородных членах предложения.

Учитель. Дайте понятие однородных членов предложения.

Возможные ответы учащихся:

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (М. Пришвин)

Учитель. Рассмотрим примеры с ошибками при однородных членах предложения (примеры выдаются учащимся в виде раздаточного материала).

  1. Чтение фантастических романов прививало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
  2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.
  3. Полиция обрушила на митингующих дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.
  4. Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, музыке, литературе.

Учитель. Определите тип ошибок, отредактируйте текст и запишите полученный вариант.

Учащиеся самостоятельно проверяют работу и объясняют тип ошибок.

Материал для самоконтроля (выдается учащимся в виде раздаточного материала).

  1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.
  2. Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.
  3. Полиция обрушила на головы митингующих дубинки, применила огнестрельное оружие и гранаты со слезоточивым газом.
  4. Преподаватели научат ребят разбираться в живописи, музыке, литературе и привьют им любовь к этим видам искусства.

Возможные ответы учащихся:

  1. Допущены ошибки в управлении. Однородные члены предложения требуют разных падежей от зависимых существительных (см. предл. 4): разбираться (в чем?), но прививать (что?).
  2. Однородные члены могут иметь разную лексическую сочетаемость, (см. предл. 1): прививало любовь, рождало мечты; (см. предл. 3): применила... оружие, гранаты; обрушила дубинки; (см. предл. 2): оказали помощь, приняли участие.

Учитель. Отредактируйте следующее предложение (см. раздаточный материал для учащихся).

Обратите внимание на однотипное оформление однородных сказуемых.

Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:
– точно знать количество слушателей в группе;
– своевременно сообщать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;
– помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.

(Правильно: организовать помощь... в работе...)

III. Самостоятельная работа учащихся в дифференцированных группах.

Задание для группы № 1.

Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.

Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. (С. Барлин)

Задание для группы № 2.

Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.

Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). (С. Барлин)

Задание для группы №3.

Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.

Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С. Барлин)

IV. Тест.

1. Выделите грамматическую основу предложений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте необходимые знаки препинания.

  1. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.
  2. Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны.
  3. Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.
  4. Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.
  5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

2. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.

  1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
  2. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.
  3. Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.
  4. Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени.
  5. Все кругом чисто и опрятно дома улицы ворота и особенно высокое осеннее небо.

3. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.

  1. Сквозь воду видны были ____________________________________________________ камешки.
  2. Широкоплечий _____________________________________________ человек открыл нам дверь.
  3. Бледная___________________________________________________ луна освещала окрестность.
  4. Широкий_____________________________________________ стол находился посреди комнаты.
  5. Полная _________________________________________________________ сушь стояла в полях.

V. Объяснение нового домашнего задания:

  1. Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
  2. Повторить изученное об обособленных членах предложения.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

Приложение.

Использованная литература:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.
  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.
  3. Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.
  4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.
  5. Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.
  6. Розенталъ Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
  7. Розенталъ Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.