Тема урока: "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: провести первоначальное ознакомление с наречием.

Задачи:

  • Познавательные: формировать общее представление о наречии как части речи; формировать умение выделять в тексте (в предложении) наречия; познакомить со значением наречий;
  • Развивающие: развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе со словосочетаниями, предложениями, фразеологическими оборотами, синонимами, антонимами, логическое мышление, память.
  • Воспитательные (мировоззренческие): прививать любовь к чтению, воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

– Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

– Причитайте эпиграф нашего урока.

Люблю различные слова (Слайд 2) (Приложение 1)
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны...

– Как понимаете смысл четверостишия? Чем будем заниматься на уроке?

I. Число, классная работа. (Слайд 3)

– Сколько частей речи записали? Какие?

– Объясните образование числительного четырнадцать?

– Объясните правописание остальных частей речи?

II. Минутка чистописания. (Повторение знаний о словосочетании) (Слайд 4)

III.Словарная работа. (Слайд 5)

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, записать в тетрадь:

Ф.ВРАЛЪ, А..УРАТНО, X .Р.ШО, Т.ТРАДЬ , РИСОВАТЬ, Л .ГКО, МЕДЛЕ..О, РУ..КИЙ, М.РО., .ВЕДАТЬ, П.НАЛ

IV. Актуализация знаний. (Слайд 6)

Распределить слова в таблицу по частям речи. Имя существительное февраль тетрадь пенал Имя прилагательное лёгкий русский морозный Глагол рисовать обедать ? аккуратно хорошо медленно

V. Проблемная ситуация.

– С какими словами возникли разногласия? (Наречие) (Слайд 7)

– Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если отгадаете слово.

VI. Обозначение темы, постановка задачи урока. (Слайд 8)

– Наш урок – урок-исследование. Что значит исследовать? (Дети находят ответ в словаре).

– Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

Тема урока: Наречие. (Слайд 9)

Вопросы для исследования: (Слайд 10)

  • Что такое наречие?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Каким членом предложения является?

VII. Работа над темой урока. Таблица (Слайд 11) Наречие – часть речи.

Работа в группах: дети проводят исследования по группам. Задания:

1. Первая группа – на какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 12)

БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА

НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ

СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ

ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА

ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО

НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО

ПОНЕВОЛЕ, ПОТОМУ

Наречие – часть речи (Слайд 13)

2. Вторая группа – как изменяется? (Слайд 14)

РАНО

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода или разного числа? (Слайд 14)

Пришёл_______________ , пришла_______________ , пришло_________________ ,

когда? когда? когда?

пришли______________ .

когда?

Вывод:__________________________________________________________________ .

Правило (Слайд 15)

3. Третья группа

Каким членом предложения является? (Слайд 16) Разбор предложения. Анализ. Вывод. (Слайд 17)

VШ.Физ. минутка (Вопорос: Сколько наречий услышали?) (Слайд 18)

IX. Заучивание правила. Проблемный вопрос: Что обозначает наречие? (Слайд 19, 20).

X. Анализ текста. (Слайд 21)

– Сколько предложений прочитали?

– Какое произведение читал мальчик? Кто автор?

– А вы читаете дома вслух?

XI. Нахождение словосочетаний с наречиями в тексте. Разбор словосочетаний с выводами о том, что же обозначают наречия. (Слайд 22, 23)

Наречия обозначают. (Слайд 24)

  • ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ
  • ПРИЗНАК ПРИЗНАКА
  • ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (Как? Какой? Каким образом?)

Закрепление. Игра «Распредели наречия по значению» (Один хлопок – наречие признак действия, два хлопка – наречие признак признака, три хлопка – наречие признак предмета)

Быстро бегать, разрыдался навзрыд, ходьба пешком, очень увлекательный, стало морозно, яйцо всмятку, разделила пополам, наиболее интересный, дружба врозь, долго думать, весьма забавный, чтение вслух.

ХI. Определение противоположных по смыслу наречий. Какое слово лишнее? Почему? (Слайд 25) Работа с фразеологизмами. На какой вопрос отвечают? (Слайд 26) Логическое задание. (Слайд 27)

ХII. Задачи урока. (Слайд 28) Выводы. Закрепление изученного. (Слайд 29, 30, 31).

XIII. Возвращение к эпиграфу урока. (Слайд 32).

XIV. Рефлексия. (Слайд 33).

ХV. Запись домашнего задания. (Слайд 34).

Молодцы! (Слайд 35).