Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с учащимися коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. [8, 22] В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

П.И.Калью рассмотрел примерно 80 определений понятия “здоровье”. [1] В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:

  • соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
  • физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
  • психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
  • нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности.

В МБСКОУ СКОШ VIII вида города Мытищи обучается 140 детей с особыми образовательными потребностями. У 43 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. [7] Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения:

  • непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
  • комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
  • соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям учащихся;
  • формирование положительных установок – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки – успех порождает успех.

У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Большое значение в данном процессе принадлежит работе психологической службы. В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно–воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16) написано: “Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путём, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Учитывая всё выше сказанное и то, что именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний, школьный психолог должен принимать активное участие в решение проблемы здоровьесбережения детей. Поэтому в МБСКОУ СКОШ VIII вида города Мытищи проводятся разные виды работы по сохранению здоровья школьников. Рассмотрим некоторые из них.

Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложной ситуации. С этой целью проводятся коррекционно–развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста по программе Н.П.Слободяник “Я учусь владеть собой”, направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. Детям нравится слушать, а затем обсуждать истории, которые объединяет игровой персонаж – дракончик. Дети “преодолевают” возникающие проблемы и “усваивают” приёмы саморегуляции. [3] Помогают в этом различные игры–упражнения. Например, “Мусорное ведро” (дети выбрасывают “тёмные” мысли в ведро), “Я смогу!” (выполняя нелёгкие упражнения, дети убеждаются в необходимости веры в успех), “Мостик дружбы” (дети должны придумать и показать какой-нибудь мостик – это упражнение способствует групповому сплочению). Нравится детям и работа с музыкальными отрывками, когда надо определить настроение мелодий.

За основу программы занятий с детьми постарше взята программа О.В.Хухлаевой “Тропинка к своему Я”. По мнению Ольги Владимировны, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой – обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни. Примерный “портрет” психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям среды. [9, 10] Одним словом, это человек, находящийся в гармонии с собой и окружающими. Соответственно можно выделить следующие задачи занятий с детьми:

  • формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
  • формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребёнка;
  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя.

На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки. И мы подводим детей к тому, что они должны принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На занятиях детям нравится раскладывать пасьянс из “Азбуки эмоций”, играть в такие игры, как “Телефон эмоций” (по принципу традиционной игры “Испорченный телефон” дети передают друг другу эмоции с помощью мимики и жестов), “Корзинка добрых слов” (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу), “Мешок хороших качеств” (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека), “Мне нравится, что ты…” (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…”), “Спасибо тебе”, “Путаница” (дети закрывают глаза, поднимают правую руку и берут руку товарища; потом поднимают левую руку и берут руку другого человека; после этого они открывают глаза; теперь их задача – распутать получившуюся путаницу). На наших занятиях дети учатся принимать участие в групповых дискуссиях и, конечно же, знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение “Олени” – поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом “бросить”.

За основу работы со старшеклассниками взята комплексная коррекционно–развивающая программа  для подростков “Фарватер” под редакцией Е.В.Емельяновой. [2] Эти занятия со школьниками направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ. В работе используются различные игры и упражнения, которые знакомят подростков с ассертивным поведением (поведением, сочетающим внутреннюю силу и вежливость к окружающим): школьники учатся делать комплименты, поддерживать человека, противостоять негативному и навязчивому влиянию, отказывать, когда это необходимо. Также проводится работа по пропаганде здорового образа жизни.

Данные программы рассчитаны на работу с учащимися массовых общеобразовательных школ. Но контингент учащихся коррекционной школы VIII вида отличается от таких детей. Всем нашим детям свойственно снижение познавательных процессов всех уровней. Эти учащиеся не в состоянии воспринимать весь материал, предложенный в данных программах. Поэтому в работе мы используем их адаптированные варианты. Это подразумевает использование лишь части материала, предложенного авторами программ, и подача его в несколько упрощённом виде. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. У многих детей отмечаются значительные проблемы с письмом и чтением. Поэтому на наших занятиях мы не делаем записи в тетради. Мотивационно–потребностная сфера умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности. У этих детей часто отмечаются нарушения поведения, безынициативность, несамостоятельность. С целью поддержания интереса детей и для повышения эффективности работы в занятия включаются разнообразные виды деятельности.

Американские психологи Пол и Гейл Деннисоны разработали методику активизации работы мозга через простые движения тела, которая получила название “Гимнастика мозга”. Выполнение этих упражнений помогает снятию стрессовых состояний, улучшает память, внимание и восприятие, формирует позитивное отношение к учебной деятельности, возвращает уверенность в собственных силах. Значительная часть упражнений “Гимнастики мозга” является составляющей частью метода замещающего онтогенеза, предложенного Анной Владимировной Семенович [6]. Таким образом, метод замещающего онтогенеза – это система дыхательных и двигательных техник и упражнений, которая позволяет "включить" своевременно не востребованные мозговые связи, тем самым активизировать развитие высших психических функций. Учащиеся нашей школы с удовольствием выполняют такие упражнения “Гимнастики мозга”, как “массаж ушных раковин”, “рисование глазами кругов и горизонтальных восьмёрок”, “перекрёстные движения”. В 2010 – 2011 учебном году мы провели мониторинг влияния выполнения учащимися кинезиологических упражнений на их работу на уроке математики. В контрольную группу мы взяли учащихся 7 и 9 классов. Каждый раз в начале урока математики учащиеся выполняли определённые кинезиологические упражнения. В результате было отмечено повышение внимания, работоспособности, улучшение поведения учащихся на уроке. После этого всем учителям школы было предложено проводить упражнения “Гимнастики мозга” перед уроками.

С большим интересом дети выполняют упражнения на реципрокные (разнонаправленные) движения. Это является хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлено на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности.

На групповых и индивидуальных занятиях с психологом учащиеся нашей школы учатся рисовать двумя руками одновременно. Сначала мы рисовали горизонтальные дорожки, потом – столбики, на следующем занятии мы “открыли Мастерскую ёлочных украшений”. Накануне Нового года дети нарисовали ёлочки и украсили их игрушками. Получившиеся рисунки всем очень понравились, а сама работа по рисованию двумя руками одновременно принесла детям большое удовольствие. Данная работа служит хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлена на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности.

Большой популярностью в нашей школе пользуется музыкотерапия. Особенно такие её формы, как интегративная и рецептивная (пассивная). Дети любят рисовать, работать с бумагой под тихую инструментальную музыку. Часто школьники приходят в кабинет психолога и просят включить музыку. Сидя в кресле–качалке, они занимают позицию слушателя. Это помогает им снять эмоциональное напряжение, расслабиться.

Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:

  • произведения классического барокко, в особенности пьесы, темп которых составляет примерно 60 долей в минуту:
  • “Канон” Пахельбеля,
  • “Маленькая ночная серенада” Моцарта,
  • “Адажио” Альбинони,
  • или африканская трансовая музыка (её темп – 480 ударов в минуту – близок к частоте нормальных альфа–ритмов мозга в состоянии покоя). [4, 175]

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.

Список использованной литературы.

  1. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия “здоровье” и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
  2. Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е.В.Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2010. – 208 с.
  4. Махони Т. НЛП. Больше чем гипноз. Настольная книга коммуникатора. Настольная книга любого преподавателя. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с.
  5. Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
  8. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
  9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.
  10. http://www.lyceum36sar.ru
  11. https://ps.1sept.ru