Формирование нравственных ориентиров как основа формирования гражданской позиции

Разделы: Классное руководство


Работая куратором ученического коллектива, одной из основных воспитательных задач считаю построение гражданской позиции ученика. В чем она заключается? Безусловно, в построении ценностного ряда, в основе которого лежит уважение. Казалось бы, знакомое до боли слово. Однако в процессе работы стало понятно, что ребята не знают, кого уважать. Уважать отличника или подростка, который курит или, не стесняясь, пьет пиво? Вот почему прежде всего необходимо сформировать само понятие уважения.

За счет чего это можно сделать? На мой взгляд, только за счет предъявления того образца, который воспринимается всеми однозначно положительно. Обсуждая с ребятами этот вопрос, приходим к выводу, что действительно уважаемыми людьми можно считать, прежде всего, ветеранов войны, первопроходцев, старожилов нашего города. Результат деятельности очевиден: ветераны войны – защищали нашу страну от врага, первопроходцы – основали город, старожилы – построили город, в котором мы сегодня живем. А дальше совершенно естественный ход. Оказывается, среди этих уважаемых людей есть наши родные: бабушки и дедушки, папы и мамы. Отсюда и понятно направление нашей совместной с ребятами деятельности: изучение и составление родословной своей семьи, родословной города. Формой осуществления этой работы в «Лицее» стал культурно-исторический проект «Мы и время». Включение подростков в подготовку и проведение этого проекта позволило начинать понимать необходимость изучения истории, формировать ответственность за общее дело. При этом данная работа достаточно сложна, так как, к примеру, просто подготовить концерт – это одно дело, и совсем другое – провести серьезную исследовательскую работу. Вот почему на данном этапе для меня важным и сущностным становится работа с каждым подростком, складывание его понимания: для чего я обращаюсь к своей родословной; за что я могу уважать своих родителей?

И ребята отвечают так.

Андрей, ученик 11 класса рассуждает: «Обращаясь к своей родословной, я вышел на новый уровень понимания истории своей семьи. Я начал анализировать поступки людей, что за ними стояло и выделять качества, которые позволяли моему деду двигаться вперед».

Александр, ученик 10 класса: «Я – член своей семьи, а поэтому должен быть именно звеном в этой цепи, а не пустым местом. Я учусь добру от своих родных, расспрашивая, что реально хорошего они сделали в своей жизни. Главным и авторитетным для меня является мой дед, Пудовиков Адольф Константинович. В нем я вижу образец хорошего отношения к труду, к своей семье, к своим внукам. Я буду стараться быть достойным своего деда и выполнять поставленные цели».

Именно за счет такой работы ребята находят реальные ответы на свои жизненные вопросы, начинают понимать необходимость диалога с близкими.

Из рефлексии Максима, ученика 10 класса: «В отношении с родителями мне не хватает взаимопонимания. Образец жизни моих дедушки и бабушки поможет мне понять позицию моих родителей, а отсюда и установление с ними нормального диалога».

В процессе подготовки проекта я видела напряженную работу ребят по составлению родословной своей семьи, видела, как было сложно не столько подросткам, сколько их родителям, но понимала, что эта работа общая, необходимая всем нам.

К этому выводу приходят и родители. «Я увидела, что сообща и только сообща мы воспитаем своих детей и внуков, за которых не будет стыдно, которые принесут пользу городу, стране», – это говорит бабушка одного из учеников.

А вот высказывание мамы ученика: «Я увидела неспособность родителей открыто общаться с детьми по вопросам построения родословной семьи. Дети ждали от родителей большего. Все это побуждает к желанию прежде всего самой углубляться в эту работу».

Подобные же подходы строю и в организации воспитательной работы по отношению к ветеранам. Главным в этой работе вижу изменение отношения ребят к ветеранам, которое проявляется в желании встретиться с ними, помочь им и рассказать об этом человеке. И снова важным условием в этой работе является, на мой взгляд, участие и подростков, и родителей в решении поставленных задач, появляется взаимопонимание и общее дело.

Вот мнения Наташи и ее мамы. Наташа говорит: «Молодежь редко общается с ветеранами, думая, что это им не нужно. А я отвечу, что мне нужно и важно общаться со старшим поколением. Ветераны опытнее и мудрее нас. Общаясь с Анной Ильиничной, я поняла, что помогло им выстоять в войне».

Мама Наташи продолжает: «В нашей семье не осталось уже никого, кто видел войну. Провожая домой нашего ветерана, Анну Ильиничну Вахрину, мы услышали слова: «Наташа, приходи, когда захочешь».

Так и выстраивается живая связь поколений.

Однако, так или иначе нам, педагогам, сегодня становится понятна недостаточность только взрослых образцов. Вот почему мы обращаемся к родословной «Лицея», организуя переписку, встречи, звонки, общение. Не случайно одна из тем культурно-исторического проекта «Святому братству верен я».

Ребята узнают, как относятся к жизни их сверстники, участвуют ли они в общественной жизни, что для них есть дружба, каковы отношения между собой в сегодняшнем дне, отношение к «Лицею», к тем людям, которые воспитали их – все это в значительной степени влияет на формирование жизненных устоев сегодняшних моих воспитанников. Я вижу, как ребята ждут ответа на свои письма, с каким вниманием читают их.

Из письма А. Складчикова, студента философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, одной из моих учениц: «Конечно, я могу начать сейчас с помощью разных высоких слов описывать тебе всю невообразимую значимость нашего «Лицея», но мне бы не хотелось строить свое общение с тобой в таком стиле. Давай договоримся сразу, что мы будем доверять друг другу, говорить правду и обойдемся без формальностей, потому что мне правда интересно наше общение: мне 17 (почти 18), тебе, наверное, около 13, и мне очень хочется знать, чем теперь живут ребята в твоем возрасте… Я, надеюсь, ты согласна.

Теперь вернемся к «Лицею». Я могу сказать, что эта школа замечательна не тем, что пытается вырастить из тебя паиньку, человека, который всю жизнь следует «правильным» законам, она, в первую очередь, замечательна тем, что заставляет тебя постоянно сомневаться. Сомневаться, а правильно ли ты живешь, сомневаться в своих поступках, сомневаться в том, что вообще правильно».

Таким образом, в процессе этой работы не искусственно строится уважение к тому миру, где ты живешь, учишься. И, как следствие, принимается ответственность за начатое дело, строится причастность к лицейскому роду.

«Я понял, что являюсь звеном в той цепи, которая строилась с самого начала создания «Лицея». На мне лежит ответственность за продолжение того дела, которое начато выпускниками», – утверждает Женя.

Рефлексия собственной деятельности учащихся становится необходимым условием в организации любого дела, а для меня своеобразной диагностикой формирования ценностного ряда. Так строю я свою работу со своими воспитанниками.

И теперь, включаясь в проект, ребята начинают осмысленно анализировать ситуацию и строить свое отношение к ней: различать, что хорошо, а что плохо, за кем идти, а за кем нет, в чем причины того или иного явления. Они не следуют готовым определениям, а размышляют и аргументируют. «Я считаю гражданами своей страны ветеранов войны. Эти люди защищали свою Родину от фашистов», – утверждает Стас. «…гражданин – это тот, который сохраняет традиции семьи и передает своим детям и внукам», – размышляет Арина. И задают себе вопрос: «А являюсь ли я гражданином России? Я долго думала над этим вопросом, разговаривала с родителями, но все же пока затрудняюсь ответить», – сомневается Ксения.

На мой взгляд, именно за счет такой работы и строится формирование гражданской позиции ученика.