Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" с 2 до 4 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка “Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

месяц 1 год обучения 2 год обучения
сентябрь 1. Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.

2. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.

1. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя

2. Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки

октябрь 1. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.

2. Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

3. Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4. Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

1. Учить способу – размазывания зигзагом

2. Учить чередовать прямые и волнистые линии

3. Учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности.

4. Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.

ноябрь 1. Учить приему – размазывания сверху вниз.

2. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

3. Учить размазывать на ограниченном пространстве.

4. Учить в совместной работе использовать прием – размазывания.

1. Учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

2. Учить приему – размазывания из шарика.

3. Учить использовать один приема-размазывания для изображения двух явлений.

4.Учить прикреплять п. ш. трех цветов.

декабрь 1. Учить приему – размаз снизу вверх.

2. Учить приемом размазывания, рисовать линии.

3. Учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

4. Учить приему размаз в разные стороны на заданном пространстве.

1. Учить приему – размаз из столбика.

2. Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

3. Учить детей использовать в своей работе два приема– размазывания основы и вдавливания.

4. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.

январь 1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота.

2. Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

1. Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).

2. Учить детей размазывать овальную форму.

февраль 1. Учить приему – вдавливания.

2. Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

3. Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки.

4. Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.

1. Учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

2. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей

3. Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.

4. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом. (красный вагончик – красные колеса).

Март 1. Учить располагать пластилиновые шарики по схеме.

2. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.

3. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении.

4. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.

1. Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.

2. Учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

3. Учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием.

4. Учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

апрель 1. Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.

2. Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)

3. Учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.

1. Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

2. Учить покрывать пластилином сложную по форме изображения

3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)

май 1. Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.

2. Учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.

3. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.

1. Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.

2. Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.

3. Учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).

(Приложение 1, Приложения 2)

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5) К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. (Приложение 6) Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
– “Музыкальные занятия”.

Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:

– выставки творческих работ для родителей;
– открытые занятия;
– результаты диагностики;
– выступления на педагогических чтениях и др.

Приложение 7, Приложение 8