Диалог культур на уроке естественно-математического цикла

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В законе РК «Об образовании» [1] подчеркивается: образовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации школьников к жизни в обществе, гражданской позиции. Ученик должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни, приобретать твердые убеждения, представления о самом себе, других и мире в целом. Ему необходимо иметь определенный внутренний стержень, личностное ядро, мировоззрение, определенные личностные убеждения. Человек, глухой к голосам других, несвободен, поскольку он не понимает мира, в котором живет.

Очевидно, что для воспитания такого человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному. [2]. Это обеспечивается нетрадиционным подходом к оцениванию образовательного процесса: акцент в нем сосредоточен на субъективной роли ученика, способах его деятельности, их выраженности, органичности. Деятельность учителя оценивается с точки зрения способности его организовать такую среду, которая побуждает ученика к совершенствованию, сотрудничеству, сомнению и т.д. – тем способам, которые формируют предполагаемый образ жизни и соответствующий ему тип личности.

Данный подход сохраняется в оценке всякой педагогической деятельности; в любой из них: проектировочной, диагностической, коррекционной – акценты смещаются в сторону личности ученика, насколько обеспечивается максимальное включение его в деятельность, возможность и необходимость проявить себя, взаимодействовать. [3].

Выдающиеся политики и гениальные ученые, борцы за мир и деятели искусства разных стран, по-разному определяя новое мышление, сходятся в одном: основа бытия и мышления человека современного человека – диалог. В связи с этим становится понятной необходимость проникновения диалога в самую сердцевину школьного обучения. "Диалог, а не монолог – вот что является необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодежи [6].

Современная математика выстраивается на границе нескольких спорящих друг с другом видений числа, множества, бесконечности. Математическое доказательство перестает быть просто цепочкой формально-логических рассуждений, становясь борением разных логик. В физике элементарные частицы могут изучаться лишь в диалоге двух взаимодополнительных определений: волнового и корпускулярного. Физическое событие как бы помещается в промежуток между различными логическими и историко-культурными его пониманиями. Аналогичные переопределения предмета науки происходят в химии, биологии, психологии и т.д.[6]. Исходя из своего опыта преподавания естественно– математических предметов, считаю, что наиболее эффективной технологией в современном образовании становится технология диалога культур, которая также является одним из важнейших средств воспитания гражданственности обучающихся. Данная технология способствует:

  • формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры других стран;
  • воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
  • воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи. [4]

Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка учащимися знаний на культурологической основе (диалог культур) и конструирование собственного знания. Технология диалога культур позволяет учащимся: развивать умение слушать, понимать, уважать другие точки зрения, имея при этом свою, побудить их сомневаться и быть открытым множеству взглядов других людей, обрести способность включаться в различные формы мышления. Реализовать эти важные принципы данной технологии возможно при проектировании и создании особой среды урока.

Практика показывает, что продуктивное освоение технологии диалога культур возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Позиция учителя на уроке позиция собеседника.
2. Обогащение содержания учебного материала культурными смыслами.
3.
Позиция ученика на уроке позиция исследователя.

Реализация данных условий при проведении урока диалога культур осуществляется следующим образом:

1. Учитель на уроке выступает не как представитель существующего независимо от него и от учеников знания, которое ученик должен непременно усвоить Он вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою неповторимую позицию. М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения». Учитель не передает готовые знания, а выступает в роли собеседника.

Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, принимается учителем во внимание. Уважение к любой точке зрения , если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в изучаемом вопросе, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры.

2. Дидактика урока предполагает наличие текста как источника и символа культуры, определение позиции собеседника представителя определенной эпохи, диалог ученика с героем через текст. Учитель вместе с ребятами находит сквозную проблему, на основе которой разворачивается диалог. Создание ситуации диалога предполагает: продумывание вариантов сюжетных линий диалога, переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, нахождение «точек удивления, загадок бытия, где происходит взаимопревращение сознания в мышление, мышления в сознание.

Такое средоточие удивлений – уникальное, неповторимое, непредсказуемое – втягивает в себя проблемы, предметы культуры. Это состояние целостной точки удивления должно сохраниться и углубиться в течение всей жизни.

Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого ученика к приобретению ценного свойства ярко выраженной индивидуальности.

III. Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие диалога.

Результаты работы ученика, его общение с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских текстов и рисунков (см. рисунок Масловой Нины к уроку о математике Фалесе ), созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Уроки диалога культур снимают проблему “выравнивания” учеников. Наоборот, каждый ученик со своими, присущими именно ему особенностями мышления, может занять свою культурную позицию.

Мир Фалеса (рис. Масловой Нины)

Охарактеризуем структурные компоненты урока.

I. Цель урока формулируется не в привычной триаде развитие – воспитание”, а с помощью дихотомической пары понятий “ иметь – уметь”. Ученик на уроке может не только получить знания об изучаемом объекте, предмете, событии, но обрести опыт события: сотрудничества, состязания, созидания, сохранения.

II. Содержание урока. Полемические исследования на уроке диалога культур основаны на тексте. Отбор текстов передающих ценностные смыслы различных эпох – важное условие достижения образовательных целей. К текстам обязательно формулируются проблемные вопросы, творческие задания.

III. Способы достижения цели. Под способами достижения образовательных целей понимаются прежде всего способы познания. Цели можно достичь, созерцая явления, события и сосредотачиваясь на их сути. Акцент делается на более продуктивных способах познания: соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение и др.

IV. Средства достижения целей. Здесь имеется в виду образовательная среда, которая способна обеспечить качественный образовательный результат. Урок диалога культур требует особой атмосферы с высокой степенью комфортности для ученика и учителя. Уроки диалога культур позволяют пробудить эмоционально-чувственную сферу учащегося.

V. Управленческие действия учителя. Грамотная и четкая постановка целей урока, выбор продуктивных способов обучения, обеспечение комфортной образовательной среды – это аспекты педагогического управления.

Результативность урока обеспечивается следующим набором управленческих действий:

  • озадачивание учащихся – просьба сформулировать свой вопрос по теме урока, выдвинуть проблему ;
  • ознакомление учащихся со списком литературы, освещающей видение данной проблемы с разных точек зрения;
  • оснащение урока– «голоса эпох» могут звучать не только из уст учителя и учащихся, но могут быть воспроизведены с помощью видео и аудиотехники, художественное оформление может состоять из символов, знаков, рисунков, символизирующих ту или иную эпоху;
  • отбор должных форм общения: монолог, диалог, полилог;
  • организация обсуждения проблемы – особенно значимым здесь становится умение учителя сформулировать вопросы
  • осмысление содержания урока диалога культур (внутренний и внешний диалог).

То, что урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, к восхождению от абстрактного к конкретному), показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы.

Урок-“восхождение”

  1. Начинается с принятия всеми обучающимися одной учебной задачи как противоречия, требующего однозначного разрешения, “снятия”.
  2. Смысл урока – в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженным в общей для всех модели.
  3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учащимся типовых предметных действий с опорой на модель.
  4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает известный, единственно возможный способ ее решения в рамках единой логики (“восхождения от абстрактного к конкретному”). Поэтому учитель отсекает все те способы решения и типы разумения учащихся, которые прямо не ведут к эталонному способу действия и к эталонной модели.
  5. Обучающийся выступает как абстрактная “точка” на единственной восходящей траектории познания. Обучение представляет собой “думание в одном направлении”. Пути каждого учащегося по “траектории восхождения” тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.

Урок-диалог

  1. Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учащимся своего вопроса как парадокса, загадки, трудности.
  2. Смысл урока – в постоянном воспроизведении ситуации “ученого незнания”, в “сгущении” своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса в “самовитом” слове, образе, гипотезе.
  3. Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учащимся, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, “вечность”.
  4. Ставя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления (античное образное “умное видение”; средневековое понимание как умение; познавательное экспериментирование нового времени; парадоксальная дополнительность мышления ХХ века).
  5. Обучающиеся в учебном диалоге оказываются в промежутке культур. Ни к одной из “культурных парадигм” нельзя прислониться как к спасительной “стене”. Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.

Истина, которую ищут обучающиеся и учитель в учебном диалоге, в науке и культуре ХХ века, выступает как внутренне диалогичная. Своеобразие науки нашего времени (и это не учитывается педагогикой восхождения, а зачастую и проблемным обучением) состоит в том, что процесс понимания в ней организован как одновременная актуализация нескольких дополнительных друг другу форм умозрения и логик (волновой и корпускулярной, интуитивистской, конструктивистской, формалистской). Поэтому в учебных диалогах, организованных вокруг наиболее элементарных понятий современной физики, математики, литературоведения, истории и т.п., учащийся с первых лет обучения оказывается в ситуации, адекватной бытию современного ученого на вершинах науки.[5]

Данная структура уроков диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок» , работа в парах , формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон ,рождение авторского текста, схем и рисунков.

Преподавание предметов естественно-математического цикла в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного и научного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Осуществление обучения и воспитания с применением данной технологии способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании. [4] Таким образом, результатом учебного процесса с использованием технологии диалога культур является ученик, который формируется как саморазвивающаяся личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.

Использованная литература :

  1. Закон РК «Об образовании». 27 июля 2007 г.
  2. Волосян Н.П. «Применение технологии диалога культур на уроках русского языка», ж. «Менеджмент в образовании» № 2-2005 с. 10-15
  3. Шек Г.Г. «Ключевые компетенции как образовательный результат: подход с позиции региональной стратегии», сборник материалов международной НПК «Современные тенденции управления развитием человеческих ресурсов в системе образования»,г. Алматы, 12-13 апреля 2005 г.(часть 1)
  4. Зубрилина И.В. «Технология диалога культур: воспитание гражданственности и социокультурной компетенции» http://inesszubrilina.ucoz.ru/index/tekhnologija_dialoga_kultur/0-9
  5. Курганов С. «Педагогика С.Курганова», газета «Первое сентября», № 55-2000г.
  6. Курганов С. «Диалог как содержание мышления и обучения» http://library20.info/book_209_glava_28_Kurganov_C.O._DIALOG_KAK_SODER.html