Анализ работы ШМО учителей иностранного языка за 2010/2011 учебный год

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Методическое объединение учителей иностранного языка работает в следующем составе: Васильева Н.Н., Куракина З.А., Попова Т.В., Кондрашова Л.Г., Калугина Н.А., Новикова И. Г., Гачкевич Л.П.

МО работало по проблеме "Вспомогательные ресурсы в режиме учитель <-> ученик". Взяв за основу методическую проблему школы, была поставлена цель: создание условий для повышения профессионального уровня учителей иностранного языка, ориентированного на развитие мотивации учебной деятельности и привитие интереса к изучению иностранного языка, формирование готовности к самообучению и саморазвитию. Языковая и речевая компетенция учителей ещё не является гарантией успешного преподавания предмета. Умение научить языку, развить коммуникативно-познавательную потребность учащихся, обеспечить расширение информационного поля учителя и ученика, - вот те стратегические задачи языкового образования на современном этапе.

В период с августа 2010г. п о июнь 2011 г.проведены 9 заседаний МО, на которых были обсуждены актуальные вопросы модернизации содержания образования и методики преподавания иностранного языка в нашей школе. (Приложение №1)

Учебная работа

В первой четверти был проведён стартовый контроль сохранности знаний у учащихся, включающий задания по двум видам речевой деятельности: чтению и грамматике.

Во второй четверти проведён промежуточный контроль ЗНУ, который дал полную картину положительной динамики их формирования развития и совершенствования . (Приложение №2)

В четвёртой четверти проведены итоговые срезы знаний обучающихся, результаты следующие:

  • Входные
  • Промежуточные
  • Итоговые

В группе риска оказались классы:

  • 4д-21% качества (Кондрашова Л.Г.)
  • 9г-32% (Кондрашова Л.Г.);
  • 8б-21% (Новикова И.Е.);
  • 10а-22% (Новикова И.Е.);
  • 8в-37% (Новикова И.Е.);
  • 7в-25% (Куракина З.А.);
  • 6б-36% (Васильева Н.Н.);
  • 8а-35% (Попова Т.В.);
  • 10в-25% (Попова Т.В.).

Типичные проблемы: низкая мотивация к изучению языка ,несформированность базовых знаний в начальной школе ,трудность усвоения английской грамматики и частые пропуски уроков некоторыми учащимися.Работа со слабыми обучающимися дала 100% абсолютную успеваемость.

В апреле 2011г. Были проведены диагностические работы в формате ЕГЭ и ГИА,в тестирование входили лексико-грамматическая и письменная части. В июне проводилась итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах::6 человек и 5 соответственно (Баженова Екатерина сдавала немецкий язык как второй).

Класс Пробный (балл) ГИА/ЕГЭ (балл)
9 4,1 4,3
11 64,2 64,5

Промежуточная аттестация

Учитель класс Кол-во 5 4 Абсолют (%) Качеств. (%)
Васильева Н.Н. 7 3 1 2 100 100
Попова Т.В. 8 2 2 - 100 100

Обучающиеся успешно справились с заданием по чтению, по использованию косвенной речи условных предложений всех типов, но допустили ошибки в словообразовании.

Внеурочная работа

1. Олимпиада (муниципальный уровень):

  1. 7кл. Якупов Илья-3 м
  2. 8 кл.Понетайкина Елена -1м
  3. 9кл.Нургалиев Роман- 1м
  4. 10кл.Бубырь Татьяна -2м.
  5. 11кл.Перекрестова Софья-3м.
  6. Баженова Екатерина-1м (нем.яз.)

2. Познание и творчество :11кл. Шаталина Елена - Лауреат Мир английского языка 92б,2 место (ПоповаТ.В.)

3. Британский бульдог - учащихся 149

4. Школьный марафон - 5-8 кл.

5. Научно-исследовательская конференция: Шаталина Елена 11 кл.Семантическое значение герундия 3место (ПоповаТ.В.)

6. Декада иностранного языка Приложение №3

7. Городской конкурс Театр + ин.яз.: Песня на немецком языке Шульгина Настя 1 место (Гачкевич Л.П.)

Научно-методическая и экспериментальная работа (Приложение № 3)

Методическая неделя

В апреле прошла неделя методического мастерства по теме "Совершенствование организации учебной деятельности обучающихся в контексте компетентностного подхода" .Учителями иностранного языка был предоставлен опыт работы по развитию универсальных учебных действий. В ходе недели педагоги школы смогли посетить открытые уроки, мастер-классы, презентацию портфолио МО учителей, внеклассные мероприятия. В основе всех предоставленных открытых мероприятий чётко просматривался системно- деятельностный подход. Неделя была очень насыщенной, т.к. представилась возможность познакомиться с инновационными наработками коллег: удачными методическими приёмами и методами, формами работы на уроке и во внеурочной деятельности. Кроме того, педагоги школы получили уникальную возможность на практических примерах рассмотреть, осмыслить понятие метапредметности, интеграции, а также более подробно познакомиться с технологиями проектного, проблемного обучения, технологией критического мышления. (Приложение № 4)

Самообразование и повышение квалификации учителей иностранного языка

Все учителя совершенствовали свои знания, повышали квалификацию, занимаясь самообразованием по различным темам на курсах повышения квалификации в КРИПКи ПРО, а так же участвуя в семинарах и конференциях.

  Ф.И.О. Тема Сроки
1 Кондрашова Л.Г. "Теория и практика преподавания иностранного языка" 140 часов (курсы пов. кв. при КРИПК и ПРО) С 9.12-29.12.2010г.
2 Новикова И.Е.
3 Кондрашова Л.Г Научно-практическая конференция "Информационно-коммуникативная компетентность учителя иностранного языка" г.Кемерово Декабрь 2010г.
4 Новикова И.Е.
5 Васильева Н.Н. Постоянно действующий семинар "Профессиональная компетентность преподавателя иноязычной культуры" 32 часа (КРИПК и ПРО) В течение года
6 Попова Т.В. Международный экзамен на знание преподавания иностранного языка, г.Кемерово Май 2011г.
7 Попова Т.В. Выступление на городском МО учителей ин.яза по проблеме ГИА в школе Январь 2010г.
8 Попова Т.В. Свидетельство о подготовке призёра тура "Весна-Лето" Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество" (Шаталина Лена - 2 место) Август 2010г.
9 Гачкевич Л.П. Участие в праздновании Дня учителя немецкого языка г.Кемерово. Октябрь 2010г.
10   Курсы повышения квалификации КРИПК и ПРО Июнь 2011г.

Самообразование и внедрение передового педагогического опыта.

Ф.И.О. Тема Технология, метод, приём Демонстрация
1 Васильева Н.Н. "Изучение видовременных форм глагола через язык жестов" Использование жестов при изучении английского глагола Взаимопосещение уроков

Методическая неделя

Мастер-классы

Выступления на МО

2 Куракина З.А. "Приёмы развития творчеких способностей учащихся на уроках англ.яз" ИКТ + Интеграция
3 Калугина Н.А. "Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению англ.яз." Проектная технология в нач.школе.
4 Кондрашова Л.Г. "Формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения ин.язу" Здоровье сберегающие технологии
5 Новикова И.Е. "Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения на старшом этапе" ИКТ
6 Попова Т.В. "Создание языкового портфеля для подготовки к ЕГЭ" ИКТ + Интеграция
7 Гачкевич Л.П. "Использование ассоцограмм при обучении немецкому языку" Приём ассоциограмм

В ходе уроков учителями МО иностранного языка применялись современные педагогические технологии: дидактические игры, здоровьесберегающие технологии, ролевые и другие виды обучающих игр, информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы обучения, коллективная система обучения, командная, групповая работа, проектные методы обучения

Награды учителей:

  • Гачкевич Л.П.- Благодарственное письмо Президента союза учителей немецкого языка Кемеровской области за активное участие в Дне Учителя немецкого языка;
  • Грамота Управления образования Администрации Киселёвского городского округа за качество подготовки номеров на городском конкурсе "Театр + Ин.яз" и высокий профессионализм;
  • Благодарственное письмо Управления образования за подготовку призёра регионального и участника Российской олимпиады по немецкому языку.

ИТОГ: в целом, можно отметить что МО учителей иностранного языка была проделана большая работа по совершенствованию преподавания английского и немецкого языков в рамках новых требований стандартов образования. Вместе с тем необходимо указать недостатки:

1. Ограниченно применение ИКТ в преподавании ин-яза из-за отсутствия технического оснащения кабинетов иностранного языка (невозможна интернет-поддержка учебника, он-лайн тесты во время уроков, электронные плакаты)

2. Не выделяются часы для факультативных занятий и кружковой работы

3. Учащиеся мало принимают участие в олимпиадах различного уровня

4. Качество обучения в некоторых классах остается низким

5. Учителями не используются дистанционные формы обучения

6. Всего 4% от обучающихся используют в работе электронные словари, учебные пособия - тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Поэтому: тема "Вспомогательные ресурсы в режиме учитель <-> ученик" остается актуальной в следующем учебном году, и ,следовательно, задачи, стоящие перед МО учителей иностранного языка, распределяются по трем основным направлениям:

  • Повышение качества образования (через интернет поддержку)
  • Повышение профессионального мастерства (через глобальную сеть интернет)
  • Совершенствование внеклассной и воспитательной работы (через проведение декады и олимпиад в режиме он-лайн)