Приобщение учащихся к ценностям изобразительного и прикладного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Более 20 лет минуло с тех пор, как Наталья Александровна Кожевникова после окончания Адыгейского педагогического училища им. Хусена Андрухаева, переступила порог средней школы № 3 г. Майкопа. Работа учителя изобразительного искусства и черчения увлекла её, создала предпосылки для творческих подходов в вопросе приобщения учащихся к художественным ценностям пластических искусств. За это время она не испытала разочарования или неудовлетворенности выбранной профессией. От природы она наделена очень важным качеством - педагогическими способностями, склонностью к работе с детьми, получению удовольствия от общения с ними, и в этом аспекте - гуманным отношением к растущему человеку как высшей ценности на земле. Ей не грозило поэтому профессиональное выгорание, о котором много пишут специалисты.

Наталья Александровна всегда оставалась неравнодушной к детям старалась найти пути и средства, чтобы открыть для них тайны прекрасного мира искусства. Не все давалось легко и просто. Но настойчивость и высокая требовательность к себе помогли преодолеть многие трудности.

На протяжении многих лет она успешно реализует как федеральный, так и региональный компоненты общего художественного образования. При этом она учитывает важную закономерность, что познание в изобразительном искусстве выражается в художественно-образной форме по законам гармонии. И задачей учителя является научить учащихся видеть и чувствовать эту гармонию через язык искусства: соразмерность и пластику форм, ритма, симметрии, колорита, пропорциональности.

Интересна, например, проведенная учителем серия уроков по теме: "Русский пряник". В постановке цели и задач урока она проявила свою профессиональную компетентность: "Воспитание любви к истории своего народа, умение ценить и понимать традиции и народную мудрость; ознакомление с произведениями народного художественного ремесла резьбы по дереву; воспитание бережного отношения к историческим памятникам; формирование умений и навыков лепки и декоративного оформления пряника, развитие творческих способностей учащихся.

На первом уроке учитель погружает детей в тему урока. Знакомит с его целью, задачами, традициями и технологией изготовления пряника ("козули"). Учащиеся с интересом знакомятся с искусством пряничного дела, которым славилась Русь в XVII-XIX веках. Дети узнают, что пряники были печатные, резные и лепные. Печатные пряники, - поясняет учитель, - изготовлялись при помощи деревянных форм. Форма с рельефной резьбой накладывалась на тесто и получался отпечаток. В народных сказаниях и песнях встречается выражение "пряники печатные". В сказке Пушкина "О рыбаке и рыбке" - старуха заедает пряником печатным.

Особенно красивы, - говорит учитель, - были архангельские фигурные пряники - "козули". Показывает образцы.

- Откуда пошло такое название?

Северяне говорят, что ласковое название пряника - "козуля", пошло от фигурки оленя. А называли его в старину козлом. Оленя на севере почитают издавна. Он был одним из древнейших образов Солнца.

Таким образом формы пряников были разные, а название осталось старинное, одно для всех пряничных фигурок - "козуля".

В конце беседы учитель делает заключение о том, что искусство при-готовления пряников продолжает жить и в наши дни. Широко известны Тульские и Московские пряники. В нашей Адыгее хлебокомбинат г. Майкопа выпускает пряник "Майкопский сувенир" На нем изображен один из символических памятников г. Майкопа - Стела на въезде в город в виде стилизованных, вытянутых вверх рук с чашей яблок. Её автором является Народный художник Республики Адыгея Д.М. Меретуков.

После активного диалога Наталья Александровна дает установку на творческую работу, предлагает учащимся пофантазировать и нарисовать эскиз своего авторского пряника, украсив его магическими символами и знаками.

Она всегда предоставляет детям больше самостоятельности, инициативы и свободы. Творчество не должно быть скованным, поставленным в узко ограниченные схематические рамки. И учащиеся с большой охотой фантазируют и создают в эскизных рисунках пряников сказочных птиц, смешных изображений домашних животных, украшенных орнаментом.

Урок заканчивается активным, живым обсуждением эскизных проектов пряника.

На втором уроке учащиеся по своему эскизу лепят объемный, рельефный пряник из соленого теста. Создавая на уроке ситуацию успеха, положительного микроклимата в классе, учитель мотивирует, воодушевляет детей на увлеченную, творческую работу.

На третьем уроке дети расписывают пряники красками, придавая им особую цветистость и выразительность. Но предварительно Наталья Александровна организует активную беседу-диалог, привлекая учащихся для общения.

- Почему пряники изображались в виде животных и птиц?

Ответ: "Чтобы в Новом году водилась скотина, был приплод".

- "В узоре, который накладывали на пряник, основной цвет - белый. Почему? Как вы думаете?"

Ответ: "Потому что пряник зимний, а цвет снега - белый. А темно-коричневый цвет медового теста красиво сочетается с украшениями, выполненными подкрашенным сахаром (белым, розовым, светло-зелёным)".

После интересной, насыщенной эмоциями беседы, когда детям уже не терпится начать рисовать, учитель обращается к ним с просьбой, наставлением украсить свои пряники различными узорами и символами.

Процесс творческой работы самый ответственный и трудный. И в данный момент учитель никого не оставляет без внимания, особенно тех учащихся, у кого не совсем ярко выраженные способности к рисованию. Но Наталья Александровна заряжает и таких детей своей энергетикой, своевременной психологической поддержкой. И они более смело и уверенно берут в руки кисточки и начинают творить. К концу урока у всех учащихся своя оригинальная декоративная работа, в которую каждый автор вложил свою творческую фантазию и тепло своей души. Такой урок вполне можно назвать творческим и продуктивным.

За последние годы работы в школе Наталья Александровна овладела весьма необходимой для учителя ИЗО компетентностью в области применения информационно-коммуникационных, компьютерных технологий. Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе с мелом у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Но самое главное заключается в том, что материал лучше усваивается учащимися на тех уроках, где есть мультимедиа поддержка.

Учитывая, что на уроки ИЗО отводится всего 1 час в неделю, экономия времени имеет очень важное значение.

В практике Н.А. Кожевниковой применение компьютера началось с проведения в 5-х классах урока на тему "Виды графики", на котором была поставлена задача изобразить рыбок в аквариуме, используя среду графического редактора PAINT.

С помощью учителя дети вначале знакомятся с понятием термина "графика", с её видами, с материалами, применяемыми художниками в произведениях этого вида искусства. Особое внимание она уделяет определению понятия "компьютерная графика", означающего создание графических изображений на экране компьютера.

Затем Наталья Александровна учит детей поэтапному изображению рыбки на дисплее компьютера [Рис. 1]. Когда дети овладели этими умениями, она обращается к классу: "Дети, у каждого из вас будет на экране одинаковый аквариум, а вот рыбок вы нарисуете своих, неповторимых. И давайте, как волшебники, оживим наших рыбок, а в этом нам поможет анимация.

Ставится вопрос: А что такое анимация?

Ответ: Анимация - это одушевление нарисованных персонажей. Мультипликатор - это художник ожившего рисунка.

Компьютерная анимация - это получение движущихся изображений на дисплее с помощью POWERPOINT.

Чтобы придать этому уроку более яркую эмоциональную окраску, учащимся было предложено не только пофантазировать и нарисовать красивых рыбок, но и "оживить" их, чтобы плавали. С этой задачей с помощью учителя они успешно справились. Урок в целом получился насыщенным, эмоциональным и продуктивным. Он вызвал у детей радость и удовлетворение.

Значимое место в художественном образовании детей н.а. кожевникова отводит реализации содержания регионального, этнокультурного компонента. На уроках изо учащиеся изучают и изображают адыгейский народный орнамент, знакомятся с творчеством художников Адыгеи, иллюстрируют произведения национального фольклора адыгов, в частности, сказания адыгского героического эпоса "Нарты", а также - народные адыгейские сказки.

Для того чтобы иллюстрации детей на темы сказаний нартского эпоса получились интересными, учитель проводит подготовительную работу по приобщению учащихся к чтению этих произведений, опубликованных в книгах Аскера Гадагатля "Серп Тлепша" и Муслимат Непсо "Адыгская художественная культура". Непременным условием подготовительной работы является знакомство учащихся и с прекрасной природой Адыгеи и Кавказа, среди которой на протяжении столетий слагались народом нартские сказания.

В этом учителю помогает хорошее владение мультимедийной технологией. Проецируя на экран с помощью проектора живописные виды красивых ландшафтов, она даёт возможность учащимся глубже почувствовать и оценить эпическую красоту и величие кавказской природы. Выбрать интересный пейзажный мотив для своей иллюстрации.

Кроме того не менее чем за неделю до проведения урока по иллюстрированию сказаний нартского эпоса, Наталья Александровна проводит специальное занятие по зарисовке национальной утвари и оружия адыгов (кумган, ковш, круглый столик на трёх ножках (анэ), шлем, щит, кинжал, меч, копьё и т.д.). Эти зарисовки помогут учащимся добиться затем выразительного и правдивого изображения иллюстрации.

С интересом дети иллюстрируют такие известные сказания эпоса, как "Сэтэнай-цветок", "Огонь Саусырыко", "Светлорукая Адыиф", "Золотое яблоко", "Как появились камыль и пхачич". Больше всего их привлекают подвиги нартского богатыря Саусырыко, его борьба со злом, в частности, со злобным великаном Иныжем, который похитил огонь у племени нартов [Рис. 2, 3, 4] .

Индивидуальная работа с учащейся.
Рисунок 2. Сэтэнай-цветок (иллюстрация ученика)

Рисунок 3. Встреча Саусырыко с великаном Иныжем. (СОШ № 3, г. Майкоп)

Рисунок 4. Огонь Саусырыко (СОШ № 3 , г. Майкоп)

Поэтому особое внимание Наталья Александровна уделяет на уроке активизации наглядно-образного, творческого мышления учащихся путем заострения их воображения на красоте образа Саусырыко как мужчины и воина. Эпитеты - золотой, стройный, смолисто-чёрный, стальной, грозный, храбрый, которыми характеризуются в эпосе нартские воины, помогут им ярче представить и богатырский образ Саусырыко.

Очень важно для учителя, чтобы учащиеся стремились к созданию в рисунке своего личного представления образа нартского богатыря Саусырыко, который символизировал народные идеалы мужества, добра, красоты и справедливости.

Ожидаемые позитивные результаты выполнения творческой работы подтверждаются в завершенных рисунках детей. Они художественно выразительны, композиционно продуманы, индивидуальны по манере и технике исполнения.

Большое место в работе учителя занимает процесс накопления и систематизации учебно-наглядных пособий, без которых невозможно добиться высокой эффективности обучения и воспитания учащихся на уроках ИЗО. Для хранения пособий выделено очень маленькое помещение. Но можно позавидовать с какой продуманностью и аккуратностью размещены в нем пособия. На полочках удобно расставлены предметы натурного фонда, произведения прикладного искусства. Плакаты, учебные таблицы, репродукции систематизированы по видам и развешены на специальных держателях. Учитель может легко найти необходимое пособие для конкретной темы урока. Этот фонд учебно-наглядных пособий по ИЗО, созданный Н.А. Кожевниковой является образцовым для большинства школ г. Майкопа.

Результативность педагогической деятельности Н.А. Кожевниковой подтверждается активным участие ее учащихся в конкурсах и выставках разного уровня, от школьных и муниципальных до республиканских и всероссийских. Работы учащихся СОШ №3 отмечены многими наградами - Почетными грамотами, дипломами, ценными призами.

Своим богатым опытом работы в области преподавания ИЗО Наталья Александровна делится с коллегами, выступая с лекциями на курсах повышения квалификации учителей ИЗО Республики Адыгея. Она принимала также активное участие в апробации программы НРК "Искусство Адыгеи и сопредельных территорий", разработанной кабинетом изобразительного искусства АРИПК.

Являясь председателем методического объединения учителей ИЗО г. Майкопа, Наталья Александровна уделяет большое внимание обсуждению актуальных вопросов теории и методики преподавания изобразительного искусства в контексте требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Рисунок 1. Н.А. Кожевникова (на первом плане).