Урок русского языка по теме "Будущее простое и сложное время глагола"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Предметные: сформировать понятие "будущее простое и сложное время глагола";развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.
  • Метапредметные:  формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу; воспитание интереса к предмету через познавательный материал; умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; умение формулировать собственное мнение; контролировать действия партнера; развивать мышление через умение сравнивать; анализировать и обобщать полученные результаты.
  • Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России; умение формулировать собственное мнение

Задачи:

  • Организовать пространство поиска, диалога, творчества
  • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками
  • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества
  • Организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса

Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В.Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной и групповой работы, кубик Блума, электронная физминутка для глаз, книга Б.Заходера "Винни-Пух и все-все-все", портреты А.Милна и Б.Заходера

1. Орг.момент

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.

А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

СЛАЙД 1.

- Откройте тетради и запишите: число, классная работа.

СЛАЙД 2.

- Что видите? Назовите одним словом. Как думаете, зачем я их написала, ведь у нас не урок математики? При чём здесь числа?

- Сегодня каждый из вас оценит свою работу на уроке в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого надо хорошо потрудиться. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас остался доволен своей работой.

СЛАЙД 3.

- На доске вы видите незаконченное предложение. Кто желает продолжить?

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.

СЛАЙД 4.

- "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!" -так сказал о языке поэт и писатель И.С.Тургенев.

- Какие бы вы ещё дали определения?

(богатый, красивый, удивительный)

- Русский язык считается одним из богатейших, и чтобы постичь его тайны, необходимо приложить максимум усилий. Мы его изучаем уже 2 года. И правил знаем достаточно. Может, на этом и остановимся?

- Мы - граждане нашей великой страны и просто обязаны знать и любить свой родной язык.

- Итак, за работу!

- Поработаем над словами с пропущенной буквой. Кто желает проверить свои знания на тренажёре? (один человек работает за компьютером)

- А мы поработаем с теми словами, которые записаны на доске. В целях экономии времени, как выполним эту работу? (на полях тетради записываем буквы)

- Кто желает выйти к доске и поработать здесь?

сп:шат

б..льчата

гр..бной

взгл:нул

выпр:мить

зам:чание

- Посмотрим на работу учеников. Кто не согласен? С практикой вы справились на отлично, а вот как у вас обстоят дела с теорией проверим при помощи кубика Блума. Кому желаете задать вопрос?

- Я тоже хочу задать вопрос: на какую орфограмму были пропущены буквы? Зачем мы выполняли эту работу?

- Поблагодарим учеников за работу. Найдите среди этих слов ту часть речи, над которой мы работаем уже достаточно долго. (спешат, взглянул, выпрямить). Докажите. Какую работу мы можем выполнить? (например, определить время; найти глаголы неопределенной формы)

- Уже много знаем об этой части речи. Как думаете. Есть ли у глагола ещё какие-то секреты? Хотите узнать?

- Поставим для себя цель.

- Предлагаю проверить свои знания о глаголе в индивидуальной работе. В случае затруднения, можете обратиться к соседу по парте. Поддержите друг друга перед работой (идут двумя пальчиками по руке соседа, когда дошли до плеча, говорят: если что, я тебе помогу)

- Перед вами листочки , на которых записано интервью с глаголом. Прочитайте название. Что необходимо сделать? (около известного сведения ставим "+"; около неизвестного "?")

"+" - это я знал "?" -новая информация

Это вы обо мне знаете ?

  • Часть речи.
  • Обозначаю действия предметов.
  • Имею 3 времени.
  • Бываю настоящего времени, будущего и прошедшего времени.
  • У меня не бывает предлогов.
  • Будущее время бывает двух видов: простое и сложное.

- Возникли ли у вас вопросы?

- Может, что-то вызвало сомнение?

- Что оказалось новым?

- О чем : знал раньше? (открываю по мере ответов на доске кластер)

 

- Возникла какая-то проблема? Оказались две таблицы незаполнены.

- Какая ещё перед нами стоит задача?

- Предлагаю выполнить задание, которое поможет нам разрешить эту ситуацию.

ФИЗМИНУТКА (хлопаем, если услышим глагол)

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, крокодил, вылепил, зажёг, флажок, дружок

3. "Открытие " нового знания

СЛАЙД 5

Заполнит, будет прятать, упадёт, накинет, будет хвалить, будет сидеть

- Подумайте, что объединяет эти глаголы. Поделитесь друг с другом: верно ли ваше предположение?

- Кто желает ответить?

Обратитесь к памятке, если необходимо. Я предлагаю эти глаголы разделить на 2 группы. Подумайте в парах.

СЛАЙД 6

(одна пара работает на интерактивной доске, другие на листочках)

- Что интересного у глаголов 2 столбика? (состоят из двух слов) Может это вас наведет на какую-то мысль? У нас остались незаполненными две таблички. Можем дать название этой группе глаголов будущего времени?

- Как проверить верность наших предположений? (обратиться к научному источнику) - учебник стр.98

Прочитаем вывод. Мы были правы?

- Какое же открытие сделали?

ОБРАТИТЬСЯ К КЛАСТЕРУ И ЗАПОЛНИТЬ.

4. Первичное закрепление.

- С теорией справились отлично! Сумеете применить полученные знания на практике?

(звучит аудиозапись песенки Винни Пуха)

СЛАЙД С ВИННИ ПУХОМ

- Узнали героя? Что известно?

- Написал это произведение английский писатель Алан Александр Милн

(показать портрет), а перевел на русский язык эту историю Б. Заходер (показать портрет).

РАБОТА В ГРУППАХ

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение, которое сочинил В.П.

Шумелка
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу ...

(нет, победю!)

Победю я жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!

- Какое слово звучит необычно? Это глагол? Докажите. Какое время?

- Помогите В.П. сказать правильно эту фразу.

(обсуждение в группах) (стану победителем; буду побеждать)

От некоторых глаголов образуется только будущее (сложное) время

Итог. Рефлексия.

1) Кубик Блума.(на ком остановится, задаю вопрос)

  • Что нового узнал?
  • За что бы себя похвалил?
  • Была ли польза?
  • Что особенно понравилось?
  • Что изменить, чтобы на следующем уроке работа была ещё лучше?

2) Возьмите листочки. Заполните знакомую вам таблицу и поставьте балл. Кто поделится результатом?

3) Остров. Поставьте галочку там, на каком острове вы оказались в конце урока.