Электризация тел. Два рода зарядов

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная:

  • изучение и объяснение явления электризации;
  • ввести понятие о заряженном теле и электрическом заряде;
  • рассмотреть на основе взаимодействия зарядов их характеристики;
  • изучение практической направленности полученных знаний.

Развивающая:

  • развивать познавательные способности школьников;
  • умения самостоятельно работать, излагать и воспринимать новый материал;
  • умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать.

Воспитательная:

  • поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
  • развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Методы и приёмы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, рассказ, дискуссия);
  • методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдения, демонстрация опытов, презентация);
  • методы передачи информации с помощью практической деятельности (экспериментальная работа в парах);
  • методы стимулирования и мотивации учащихся (приёмы: создание проблемной ситуации, самостоятельное изучение нового материала, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
  • методы контроля (приёмы: фронтальный опрос, самооценка).

Принципы: научности, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.

Форма организации работы: парная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. проектор, экран;
  2. электрофорная машина, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные и капроновые лоскуты, кусочки бумаги, полоска из полиэтилена на штативе;
  3. карты учащихся.

Ход урока

Актуализация знаний

Презентация.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу "Электрические явления". (ученики приводят примеры электрических явлений), (слайд1). Слава " электричество", " электрический ток" знакомы каждому человеку. Электричество играет важную роль в жизни человека. Электрические явления используются в быту, на производстве, в науке. Ребята, а как такое явление, как расчёсывание волос, может быть связано с электричеством? (слайд2)

Учащиеся: волосы притягиваются к расчёске, т.е. электризуются (выдвижение гипотез)

Учитель: А. как вы думаете, та же причина заставляет синтетические вещи "прилипать" между собой и к телу, когда их снимаешь?

В чём суть этого физического явления? Это нам предстоит выяснить в течение урока.

Впервые это явление описал греческий философ Фалес Милетский в 6в. до н.э. У греков не было конечно, синтетических материалов, но в ходу был янтарь. Потёртый о мех или шерсть, он приобретал способность притягивать к себе легкие тела: пушинки, соломинки, волосинки и др. в чем сущность этого явления древние греки не знали. Свыше двух тысяч лет это явление оставалось не изученным. В 16 веке английский ученый Гильберт повторил опыты, описанные Фалесом, и установил, что также, как у янтаря свойства приобретают при трении алмаз, горный хрусталь, сера, смола и другие вещества.

Тела, обладающие подобными свойствами, стали называть наэлектризованными ("электрон"- по-гречески ЯНТАРЬ), а явление возникновения этих свойств у тел было названо электризацией.

Тема  урока: "Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов".

Какие цели поставим на уроке?

Каждый из вас к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

Изучение нового материала

Оказалось, что можно наэлектризовать любое тело, независимо в каком состоянии оно находиться: в твёрдом, жидком или газообразном. (опыт - струйка воды откланяется от заряженной палочки)

Учащиеся: проделывают эксперимент. (Потрите эбонитовую или стеклянную палочку о мех или шёлк. Тела приобретают способность притягивать мелкие листочки бумаги)

Учитель: Сколько тел участвует при электризации? (два)

Электризуются они оба. Электризация происходит при соприкосновении.

Что такое электризация?

(слайд) Электризация - процесс сообщения телу электрического заряда при трении его о другое тело.

Электрический заряд - это физическая величина, характеризующая электрическое взаимодействие тел.

q- электрический заряд, (Кулон), Кл.

Немецкий ученый Отто фон Герике (1602-1686), построил первую электростатическую машину, основанную на трении. В настоящие время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами.

Опыт - с помощью электрофорной машины зарядить бумажный султан.

Работа по картам учащихся

УЭ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ Примечание
УЭ0 Тема " Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов"

Постановка цели: Дорогие ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новым физическим явлением- электризацией тел, узнаете, что существует два рода зарядов, и они могут взаимодействовать между собой, а также узнаете интересные факты из биографии великих ученых и изобретателей.

Материал, который вы будете изучать сегодня, покажется несложным, но к концу урока вы, должны уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют заряженные тела. Успехов!

 
УЭ1 Актуализация знаний. Ребята, отвечайте на вопросы учителя.  
УЭ2 Самостоятельное изучение нового материала. Внимательно прочитайте $ 25, 26. Запишите в тетрадь тему урока, что такое электрический заряд, какие существуют заряды, зарисуйте схему взаимодействия зарядов. Будьте внимательны, учитесь самостоятельно приобретать знания.
УЭ3 Закрепление изученного. Внимательно прочитайте текст, приведённый ниже. Из содержания параграфов вы узнали, что тела, получившие после натирания способность притягивать другие тела, называются наэлектризованными. Такие тела либо притягиваются друг к другу, или отталкиваются. Тела, имеющие заряды одинакового знака взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. Если непонятно, обратитесь к учителю.
УЭ4 Самопроверка. Выполните практическое задание " Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов". (Приложение 1.) Соблюдай порядок выполнения работы и делай записи в приложении.
УЭ5 Осмысление. Вернитесь к УЭ0 и проверьте, достигли ли вы поставленной цели. Если да, то переходите к следующему УЭ, если нет, то вернитесь к УЭ2.  
УЭ6 Экспертный контроль. Выполните тестовое задание и проверьте. (Приложение 2). Если вы выполнили всё, то можете ознакомиться с интересными сведениями из биографии ученых. (Приложение 3)  
УЭ7 Домашнее задание. $ 25,26, вопросы, сообщения " Полезная и вредная электризация". Провести эксперимент по электризации с имеющимися дома предметами.

Приложение 4

Закрепление изученного

(слайд) Тела, заряженные одноименными зарядами, при взаимодействии отталкиваются друг от друга

 При электризации твёрдых тел трением, два соприкасающихся друг о друга предмета заряжаются одинаково по модулю и противоположно по знаку зарядом, вследствие чего притягиваются друг к другу.

Опыт - электрофорная машина и два султана.

Качественные задачи.

  1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).
  2. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (может, в зависимости от того, чем её натирают).
  3. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается).

Подведение итогов

Домашнее задание