Урок географии "Россия на карте мира"

Разделы: География


Класс: 8.

Предмет: география

Межпредметные связи: история, литература.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративввный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Учебник: Н.Н. Петрова, Н.А.Максимова «География. Природа и народы России», из-во «Мнемозина», М. 2009г.

Цель урока: определить особенности физико-географического положения страны; оценить их значение для природы, развития хозяйства и жизни населения; сформировать знания о территории, омывающих морях, береговой линии, интересных точках России; закрепить практическое умение учащихся работать с географическим атласом, учебником, контурной картой; продолжить работу, направленную на воспитание чувства любви к родной стране.

Оборудование к уроку: учебник, атлас России, контурная карта, презентации: «Крайние точки России», «Природа России», «Интересные объекты России»( Приложение№1), настенные карты « Физическая карта России», « Политико-административное деление России», проектор.

Ход урока

Слово учителя:

Как велика, моя страна
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Н. Забила

(показ слайдов об уголках России)

На сегодняшнем уроке мы рассматриваем следующие вопросы (написаны на доске):

  1. Особенности физико-географического положения России.
  2. Государственная граница России
  3. Интересные объекты на карте России

Итак, начнём.

1. Особенности физико-географического положения России.

Давайте вспомним план изучения географического положения, который использовали в 7 классе (запись в тетради):

  • название, площадь (Россия, 17,1млн.км.кв- первое место в мире)
  • в каких частях света по отношению к экватору и нулевому меридиану, на каком материке, в каких частях света(Евразия, Европа и Азия, в северном, восточном и западном полушариях)
  • крайние точки(северная: материковая- м.Челюскин, островная- Земля Франца Иосифа, о. Рудольфа, м. Флигели; южная- г. Базардюзю; восточная: материковая- м. Дежнева, островная- о. Рудольфа; западная- Куршская коса Балтийского моря)
  • моря, океаны, омывающие нашу страну (моря Северного океана: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское; моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; Атлантического – Чёрное, Азовское, Балтийское; море внутреннего стока- Каспийское)
  • климатические пояса (арктический субарктический, умеренный, субтропический)
  • очертания береговой линии ( сильно, много заливов и полуостровов)

(Используя план, атлас, ответы учащихся и помощь учителя, составляем рассказ о физико-географическом положении России. Одновременно на контурной карте подписывают крайние точки России, моря и океаны, омывающие Россию, границу между Европой и Азией)

Дополнительные интересные вопросы:

  1. На Земном шаре имеется шесть материков. Каким материкам по своей площади Россия уступает (Евразия, С. Америка, Африка, Ю. Америка), а какие материки она по площади превосходит (Австралию, Антарктиду)
  2. Какая часть России расположена в западном полушарии (п-ов Чукотка,восточная)
  3. Протяжённость России с севера на юг и с запада на восток (атлас России)
  4. Какой остров, принадлежащий России, находится в двух полушариях, причём западная его часть расположена в восточном полушарии, а восточная – в западном полушарии
  5. Где на территории России находится обелиск с надписью «Центр Азии» (домашнее задание)
  6. Помимо России, какие государства расположены в двух частях света Европа и Азия (домашнее задание)
  7. Россия- самая северная среди крупнейших стран мира. Почему? (домашнее задание)

2. Государственная граница России

А) Используя рубрику «Это интересно» в конце раздела 2 «Географическое положение России» учебника, учащиеся знакомятся с понятиями: «государственная граница и её виды», «территориальные воды», «состав территории государства».

Обратите внимание: Россия имеет наибольшее число пограничных государств.

Б) Показ государственной границы на карте «Политико- административное деление России», название государств, граничащих с Россией (подписать их на контурной карте)

Дополнительные интересные вопросы:

  1. С каким государством Россия имеет самую протяжённую границу (Казахстан,7200км), а с каким самую маленькую ( Северная Корея, 17км)
  2. Перечислить государства, имеющие с Россией только морскую границу ( Япония, США)

3. Интересные объекты на карте России (показ на « Физической карте России», нанесение на контурную карту, показ слайдов этих объектов)

  • самый большой остров Сахалин
  • самый большой полуостров Таймыр
  • самый большой архипелаг Новая Земля
  • самое большое и глубоководное море Берингово
  • самое маленькое и мелководное море Азовское
  • самая длинная река Обь ( с Иртышом)
  • самая полноводная река Енисей
  • самое пресноводное море Балтийское
  • самое чистое море Чукотское
  • самое холодное море Карское
  • самое глубокое озеро Байкал
  • самое большое по площади озеро Каспийское
  • самоё тёплое море Чёрное
  • самые высокие горы Кавказские
  • самая высшая точка г. Эльбрус
  • самые низкие горы Хибины
  • самые высокие приливы Пенжинская губа ( залив Шелихова Охотского моря)
  • самый высокий действующий вулкан Ключевская сопка
  • самое солёное озеро России
  • самое низкое место Прикаспийская низменность
  • самое холодное место г. Оймякон и г. Верхоянск

(показ интересных объектов на России)

Сегодня на роке мы с вами познакомились с особенностями физико-географического положения нашей Родины.

Работа в парах.(3-5 минут)

Оцените в чём преимущества и недостатки географического положения России. Найдите плюсы и минусы.

Презентация работы в парах.

Домашнее задание: § учебника, отработка умений показа объектов на карте России.

Используемая литература:

  1. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. «География. Природа и народы России», М.: «Мнемозина», 2009.
  2. Якуш Н.Г. «Занимательная география», Минск: «Народная асвета», 1967.
  3. Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8классы», М.: «Глобус», 2009.
  4. Дубанов И.С. «Игры на уроках географии», Чебоксары: «Клио», 1999.

Интернет ресурсы: 7 travel.ru; Russia – photo.ru; ru.wikipedia org.; geograf – portal.ru.