Программа этюдов "Зеркало" по профилактике конфликтов среди учащихся в полиэтнической школе

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность программы: Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Возникает ряд проблем в обучении и социальной адаптации этой категории учащихся.

Исследование адаптации и коммуникативной культуры учащихся, проводимое на базе учреждения выявило, что учащиеся- мигранты по сравнению со сверстниками, постоянно проживающими в стране, имеют более низкий уровень адаптации. Это порождает у учащихся- мигрантов неуверенность в себе, нежелание проявлять инициативу.

У учащихся-мигрантов отмечается более низкий уровень осознания своих чувств и эмоций и осознание чувств и эмоций других, но они лучше управляют своими чувствами и эмоциями по сравнению со сверстниками, постоянно проживающими в стране.

Большинство учащихся-мигрантов имеют низкий уровень общительности, что связано как с языковыми проблемами, так и психологическими. Они недостаточно инициативны и не включаются в коллективную деятельность.

Результаты исследования показывают необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения данных учащихся.

В качестве рекомендаций педагогам и психологам, работающим с детьми-мигрантами можно выделить следующие:

- развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном сообществе

- разработка адаптационно-образовательных программ для учащихся- мигрантов

- создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;

- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.
Так, в исследовании национального коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит следующие основные задачи, наиболее отвечающие цели миграционной педагогики:

-сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности,

- разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности,

-показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.

Непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки  жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью в области поликультурного образования всех видов служб региона, края, города, школы.

В качестве развивающей программы по профилактике конфликтного поведения и адаптации учащихся- мигрантов была разработана программа " Зеркало", состоящая из упражнений и этюдов по формированию социальных навыков умения взаимодействовать с другими людьми

Программа состоит из 12 занятий. Первое и последнее занятия являются диагностическими. Занятия проводятся во второй половине дня, 1раз в неделю. Длительность цикла- 3 месяца. Продолжительность занятия 40 минут.

Цель программы: формирование навыков конструктивного поведения, сотрудничества, коллективизма.

Задачи программы:

- развитие произвольной регуляции поведения и эмоционального состояния;

- формирование осознанного восприятия эмоций;

- умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния;

- снятие тревожности

- повышение групповой сплоченности

Формы и методы работы

  • Метод игровой коррекции, психогимнастика;
  • Метод модификации поведения: упражнения и этюды;
  • Релаксационный метод

Адресат - подростки-мигранты, испытывающие сложности в адаптации в классах с полиэтническим составом.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Цель
1. Ты и Я Изучение личностных особенностей с использование диагностического комплекса Л.А.Ясюковой для старших школьников, "Иматон", 2009
2. Что такое "толерантность" показать многоаспектность понятия "толерантность
3. Каким ты выглядишь в глазах других? Формирование позитивного образа Я, чувства эмпатии
4. Я принимаю решение Формирование навыка принятия решений коллективно и персонально.
5. Конфликты или компромиссы? Развитие навыков конструктивного поведения
6. Как противостоять стрессу Научить техникам адекватного реагирования на стресс
7. Скажи "нет" сквернословию Формирование культуры речи
8. Мои ценности и цели Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.
9. Я в зеркале своих проблем Осознать свои трудности и наметить пути решения своих проблем
10. Я - властелин своих эмоций Научить распознавать свои эмоции и эмоции других, развитие чувства эмпатии
11. Дружба на все времена Развитие чувства коллективизма
12 Итоговое занятие "Вместе- дружная семья" Анализ результатов по программе

Список литературы.

1. Мазепина Т.В. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах.-М, 2002

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М,2000

3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М, 2001

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М.,2001

5. Чистякова М.И.Психогимнастика.-М.,1995