Родительское собрание на тему "Профилактика насилия. Проблема семьи, школы, общества"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  1. Актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности личности в безопасности.
  2. Предоставить родителям практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них.

Задачи:

  1. Дать родителям информацию о многогранном проявлении насилия.
  2. Познакомить с постулатами "отравляющей педагогики" как феномена, порождающего насилие.
  3. Решение практических ситуационных задач (ролевое и аналитическое).

Раздаточный материал:

  1. Памятки родителям № 1 и №2
  2. Постулаты отравляющей педагогики

Ход собрания

1. Родители рассаживаются полукругом, приветствуют друг друга и учителя.

2. Притча о воде.

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ "Об экономии воды". Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание.

В тот же день с наступлением сумерек напуганные граждане вышли поливать свои участки. Наутро воды стало совсем мало.

Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать служку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их.

Ночью горожане вышли не поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.

В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Им сообщили об истощении запасов воды и предложили вместе искать пути выхода из сложившегося положения. После многочасовых споров, криков и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив участков двумя днями в неделю.

Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

Вопрос: в чём смысл этой притчи? Обсуждение с родителями.

3. Постановка цели собрания.

Стремление человека к безопасности- одна из важнейших базовых потребностей. Если она не будет удовлетворена в семье, в школе, в обществе ребёнок не сможет полноценно развиваться и учиться. В связи с этим, школа и семья должны быть сосредоточены не столько на материальном аспекте учебно-воспитательного процесса, сколько на создании безопасных условий развития и обучения детей. При этом необходимо учитывать, что человек- это не только физическое тело, но и духовное. И именно духовное пространство личности в первую очередь и подвергается насилию.

В 1961 г. американский врач С.Г.Кампле организовал междисциплинарную конференцию по проблеме жестокого обращения с детьми, после которой появилось понятие "синдром избитого ребёнка".В настоящее время это понятие значительно расширено и известно во всём мире как жестокое и невнимательное обращение с детьми. Общепринятое определение этого синдрома было дано Д.Джилом. Из него следует, что под "жестоким и пренебрежительным отношением к детям" подразумевается "любой акт действия или упущения со стороны индивидов или общества в целом и любые состояния в результате таких действий или не действий ,которые лишают детей их равных прав и свобод или влияют на их оптимальное развитие" (Лебедев, Майоров, Золотухина. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.Доклад)

В этом определении говорится об ответственности за действия, наносящие вред ребёнку, не только со стороны родителей, воспитателей, но и любого другого индивида и учреждения ( школ, детских, интернатных и других воспитательных учреждений. Кроме того,расширенно понимается смысл "нанесённого ребёнку ущерба"- не только физические наказания или избиения, но и эмоциональная депривация, ущемление в правах.

4 .Мозговой штурм.

  • Напомнить родителям правила проведения мозгового штурма.
  • Предложить им вспомнить из личного опыта те ситуации, действия в которых они расценивают как насилие. Учитель фиксирует высказывания.
  • Подводя итоги мозгового штурма ещё раз подчеркнуть многогранность феномена насилия и то обстоятельство, что мы зачастую являемся не только жертвой, но и источником насилия.

5. Мини-лекция "Постулаты отравляющей педагогики"

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге "Для твоего собственного блага" сформулировала тезисы так называемой "отравляющей педагогики" - комплекса воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе этот момент,когда воспитание переходит в "убийство души" ребёнка.

Памятка для родителей №1(раздать каждому )

  • учителя и родители-хозяева зависимого от них ребёнка.
  • только они определяют, что хорошо и что плохо.
  • ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся- виноват ребёнок.
  • учителя и родители всегда должны быть защищены.
  • детское самоутверждение создаёт угрозу автократичному учителю или родителю.
  • ребёнок должен быть сломлен, чем раньше - тем лучше.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, обессмысливание и обесценивание взрослыми того, что делает ребёнок ("У тебя руки не из того места растут, лучше ничего не трогай! Всё равно ничего хорошего у тебя не получится!" ).

Основываясь на этих "правилах" "отравляющая педагогика" формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

  • любовь-обязанность;
  • учителя-родители заслуживают уважения по определению, просто потому что они - родители-учителя;
  • высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруистами;
  • нежность вредна;
  • удовлетворять детские желания неправильно, суровость- хорошая подготовка к жизни;
  • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;
  • то как вы себя ведёте- важнее того, что вы на самом деле представляете;
  • учителя-родители не переживут, если их обидеть, они не могут быть виноваты, они всегда правы;

Добросовестное следование правилам "отравляющей педагогики" формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью. Родители искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка, при этом калеча его.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

  • бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подверглись когда-то сами;
  • потребность в манипулировании;
  • самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство;
  • страх проявлений, которые у них самих были когда-то подавлены;

Однако, всё это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.

Учитель должен сделать акцент на том, что педагогические проблемы объединяют родителей и учителей, они не противопоставлены друг другу. Необходимо оказывать активную невербальную поддержку аудитории при обсуждении всех проблем, не занимая оценочной позиции.

6. Упражнение на понимание.

Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложите участникам сравнить свои рисунки с эталоном ( как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона).Обсудить смысл этого упражнения.

После этого человек, сидевший спиной к аудитории, поворачивается лицом и получает новый рисунок. Теперь он имеет возможность отвечать на вопросы.

Предложить участникам сравнить рисунки с эталоном. Задать вопросы:

- когда было легче выполнять задание?

- в чём психологический смысл упражнения?

Подводя итоги, подчеркнуть ,что очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что , когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?

7. Работа в группах.

Разделить участников на группы по 5-6 человек, предложить им ситуационные задачи:

  1. Ваш ребёнок опять получил плохую оценку.
  2. Вы многократно повторяете ребёнку: "Делай уроки!" Ребёнок не реагирует.
  3. Ваш ребёнок ничего не рассказывает, и лишь от посторонних лбдей вы узнаёте, что он плохо ведёт себя в школе.
  4. Ваш ребёнок много играет в компьютерные игры, что плохо отражается на учёбе.

Раздать родителям памятки №2 "Как правильно задавать вопросы в проблемной ситуации".

Памятка №2

Задавая ребёнку вопрос "Почему:?", Вы вынуждаете его придумывать оправдания. Для того, чтобы ребёнок оценил все плюсы и минусы своего поведения и выбрал более конструктивную линию поведения, вопросы следует формулировать следующим образом:

  1. Что ты сделал?
  2. Что из того, что ты сделал, ты сделал не по правилам?
  3. Как ты должен был поступить, чего от тебя ожидали?
  4. Как ты поступишь в следующий раз?

Попросить выстроить конструктивный диалог с помощью памятки. Время работы 7-10 минут. По завершении работы поблагодарите родителей за мудрость и терпение.

8. Притча "Когда я был молод".

Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей , но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда ,возможно следуя моему примеру изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.

9. Рефлексия.

- Что нового Вы узнали?

- Что Вы обязательно будете использовать в своей родительской практике?

- Что Вы хотели посоветовать школе, учителям и друг другу?