Конспект занятия "Ранняя весна" в логопедической подготовительной к школе группе

Разделы: Логопедия


Цель:  отработка составления простого распространённого предложения, продолжать знакомить детей с признаками ранней весны, расширение словарного запаса, на основе расширения представлений об окружающем.

Оборудование: предметные и пейзажные картинки, картины «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», кассета с записью пения птиц, пособия по развитию моторики рук, схемы предложений.

Материалы:  ветки деревьев с распустившимися листочками и почками, на подносе  – снег, сосулька, игрушки – мартышка и попугай.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

1. Надо хлопнуть в ладоши – 4 раза,
Надо кивнуть – 5 раз,
Надо наклониться вперед – 3 раза,
Надо подпрыгнуть – 2 раза,
Голову повернуть направо – раз,
Голову повернуть налево – два,
Кругом – три.

2. Ручками похлопали – 1, 2, 3.
Ножками потопали – 1, 2, 3.
Головой кивнули – 1, 2, 3.
И на стул мы сели – 1, 2, 3.

2. Логопед: Дети посмотрите на выставленные перед вами картины и найдите, где Лето, Осень, Зима, Весна.

(Выходят дети, и каждый берёт определённую картинку, и встают по порядку – смене времён года).

– А теперь мы оставим только Зиму и Весну.
– Отгадайте загадки: Зима это или Весна?

а) Белый снег лежит кругом,
Речка скрылась подо льдом. (Зима)

б) Тает снежок,
Ожил лужок. (Весна)
По полям бегут ручьи,
По просёлкам лужи,
Просыпается медведь,
После зимней стужи. (Весна)

в) Всё бело, бело, бело
Много снегу намело. (Зима)

III. Артикуляционная гимнастика для языка на верхнее положение + сам. массаж лица, рук  «Весёлый язычок».

IV. Беседа

– Итак, сегодня мы с вами поговорили о Зиме и Весне. К нам пришла весёлая мартышка. Она никогда не видела Зимы и Весны. Там где она живёт – всегда жаркое Лето. Это – Африка (картинки об Африки)
Расскажем ей, чем отличаются Зима и Весна. (Вывешиваются 2 картинки с одинаковым пейзажем, но в разное время года – Зима и Весна) Дети отмечают признаки и получают за каждое правильное слово – игрушку.

V. Игра  «Кто знает больше слов?»  (Игра с мячом)

I ряд: называет слова о зиме
II ряд: называет слова о весне.

Весна              Какая?                                                                                                                                       Зима                     Какая?

Ранняя, тёплая, долгожданная, весёлая, звонкая Холодная, суровая, морозная.
Небо Чистое, синее, белое, высокое. Серое, холодное, хмурое.
Облака Белые, лёгкие, пушистые, красивые. Серые, грязные, большие.
Солнце Яркое, весеннее, ласковое, тёплое. Холодное, неприветливое, тусклое.
Деревья Голые, с набухшими почками. Покрытые снегом, голые.
Почки Набирающиеся сока (рассматривание веток) Снежными шапками
Снег Грязный, серый, рыхлый, мокрый. Белый, искристый, чистый.
Земля Талая, появились проталины, тёплая, серая, лужи, сосульки (рассматривание) Мерзлая, холодная, белая, снежная.
Птицы Перелётные (ласточки, грачи, стрижи, скворцы, соловьи) щебечут, поют, оживились. Зимующие, им холодно, голодно (воробьи, сороки, вороны)
Люди и дети Девочки играют в классики, мальчики пускают кораблики. Катаются на коньках, лыжах, с горок.
Одежда Весенняя: куртки, вязанные шапочки Зимняя: шубы, меховые шапки.

VI. Расскажите мартышке и попугаю, как надо одеваться весной.

«У меня боты. Боты нужны весной, потому что много луж…»
«У меня куртка. Куртка – лёгкая, красивая, яркая. Она не промокает – это важно, потому что весной часто бывают дожди».
«У меня вязанная шапочка. Она – яркая, красивая».
«У меня перчатки. Они нужны ранней весной».
«У меня джинсы. Их удобно носить весной и летом».
«У меня демисезонные ботинки. Их хорошо носить в сухую весеннюю погоду».

VII. Динамическая пауза, упражнения на руки: лодочка, пароход, флажок, очки, домик и т. д. (с опорой на зрительный ряд).

VIII. Логопед: «Ребята! Мартышка и попугай снова уедут в жаркие страны, где их ждут слонёнок и удав. Давайте поможем мартышке рассказать своим друзьям в Африке  про нашу весну.

(Вывешивается картина «Ранняя весна» Дети берут схемы предложений)

а) Придумайте предложение из 2 – х слов о весне: Наступила весна.

из 3-х слов: Наступила весна долгожданная.
из 4-х слов: Наступила весна долгожданная, тёплая.

б) про снег: Тает снег.

Тает снег рыхлый.
Тает снег рыхлый, грязный.

в) про облака: Плывут облака.

Плывут облака белые.
Плывут облака белые, пушистые.

г) про небо: Небо – чистое.

Небо – чистое, высокое.
Небо – чистое, высокое, синее.

д) про солнце: из 3-х слогов.

Весной солнце яркое.
Весной солнце яркое, ласковое.

е) о деревьях:

Весной деревья – голые.
Весной деревья – голые, набухают почки.

ж) о птицах:

Весной птицы поют.
Весной птицы поют звонко.

(По мере прибавления слов в предложении дети прибавляют чёрточки – слова).

Логопед: Итак, у нас получился хороший рассказ о весне. Мартышка расскажет о весне друзьям в Африке. Вы расскажите дома – мамам и папам, сестрёнкам и братишкам.

IX. Логопед: «Посмотрите дети, снег и сосулька у нас на подносе растаяли. Была зима – снежная, ледяная. Пришла весна с ручьями, капелью.

X. Физминутка (дети проводят сами)

XI. Логопед: «Ребятки, а вот Незнайка прислал нам письмо! Он просит помочь исправить ошибки.

«Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели тёплые шубы. Побежали звонкие ручьи. Солнце стало греть ярко, ласково. Все люди радуются тёплой погоде. Здравствуй весна!  (Дети исправляют ошибки).

 XII. Итог занятия