Занятие по развитию внимания, памяти и мышления "Страна Апельсиния"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие познавательной сферы - внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Возраст учащихся: 8 лет (2-е классы)

Продолжительность: 80 минут (2 урока).

Методы и формы работы: методики развития внимания, мышления, памяти (А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Г.Эббингауз), авторские упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления; игры на снятие соматического и психического напряжения.

Инструкция для детей: Я приглашаю вас принять участие в удивительном путешествии в Страну Апельсинию. Мы поплывем туда на кораблях. Каждый из вас станет капитаном и смело поведет свой корабль в эту удивительную страну. А чтобы преодолеть все преграды и справиться с опасностями, нам понадобится внимание, память и смекалка. Ну что, в путь?

Ход занятия.

Упражнение «Как здороваются капитаны».

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Инструкция: Знаете ли вы, как здороваются капитаны? Сейчас я вам покажу! (Вызывается один доброволец, который помогает показывать). Капитаны здороваются так (пожали друг другу правые руки), так (пожали друг другу левые руки), так (хлопнули своими ладонями по ладоням партнера) и так (повернулись спинами друг к другу и стукнулись попами). Запомнили? Давайте повторим! Сейчас у нас есть 1 минута, чтобы поздороваться со всеми так, как здороваются капитаны.

Комментарии: На время проведения включается быстрая музыка. Заканчивать задание стоит не по времени, а тогда, когда динамика упражнения снижается (большинство уже выполнило задание, появились стоящие в стороне участники).

Упражнение «Глубинное течение».

Цель: тренировка произвольного внимания, работа с блоком тонуса (по А.Р. Лурии).

Инструкция: Ребята, наши корабли подхватило мощное течение! Чтобы с ним справиться, надо уметь хорошо нырять. Сейчас мы разобьемся на пары, и каждый из вас сможет проверить, на какую глубину он сможет нырнуть. Для этого сделайте глубокий вдох и на выдохе начните считать: «Один метр, два метра, три метра…» и т.д., насколько хватит дыхания. Дополнительные вдохи делать во время счета нельзя. Когда один ныряет, второй проверяет его и запоминает результат.

Комментарии: После выполнения задания можно попросить всех участников записать полученный результат на клейком стикере и приклеить его на доску. Сумма метров, полученная в итоге – глубина, на которую «нырнула» группа. Можно сказать ребятам, что с такой глубиной ныряния они точно смогут преодолеть все глубинные течения.

Упражнение «Море внимательных».

Цель: тренировка акустического внимания.

Инструкция: Мы с вами приплыли в море внимательных, и оно нам приготовило задание. Я сейчас буду называть вам слово и цифру, а вам нужно будет записать букву, которая стоит по счету на том месте, какую цифру я назвала. Например, часы 1 – Ч, краб 3 – А, и т.д. Посмотрим, какое слово в итоге у вас получится. Слова для диктовки: осока – 2, компас – 4, кавалер – 6, пакет – 3, тина – 1, корм – 3 (ответ: спектр).

Комментарии: Можно использовать несколько наборов слов подряд. На первых этапах стоит брать слова, в которых искомые гласные стоят в ударной позиции, согласные – в начале слога.

Упражнение «Бухта запоминания».

Цель: тренировка слуховой памяти, знакомство с новым методом заучивания стихотворений.

Инструкция: Мы с вами в бухте запоминания, и для того, чтобы плыть дальше, нам надо выучить стихотворение. Но учить мы его будем необычным образом – мы его зашифруем. Для этого мы каждую строчку сопроводим движением, обозначающим эту строчку. А после того, как мы хорошо запомним все движения, попробуем рассказать стихотворение без слов, одними движениями.

Комментарии: Для этой игры мы использовали стихотворение Галины Дядиной «Елка». Текст стихотворения с описанием движений приведены в Приложении 1. Можно использовать любое другое стихотворение, в том числе из школьной программы.

Упражнение «Океан слов».

Цель: развитие акустического внимания, способностей к анализу.

Инструкция: Теперь мы с вами очутились в океане. Но в необычном – в океане слов. И он нам подготовил такое задание. Я буду читать вам стихи, а вы будете считать, сколько раз я скажу что-то, чего не существует на самом деле. Например, я скажу: кошка залаяла. Так бывает? Если нет, то вы это предложение считаете. Важно посчитать все нелепицы, ничего не упустить.

Комментарии: Тексты стихотворений для анализа приведены в Приложении 2. Чтобы детям было легче считать, можно предложить им по ходу чтения ставить черточку, когда они слышат нелепицу.

Упражнение «Туман забвения».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Ребята, мы попали с вами в страшный туман! Это – туман забвения! И чтобы выбраться из него, нам надо справиться с его заданием. Туман подготовил нам 10 слов, которые нужно запомнить. Я медленно прочитаю вам слова один раз, а вы запишете в столбик те, что запомнили. Потом мы проверим, как у вас получилось. Всего у вас будет три попытки. Слова каждый раз будут одни и те же. Записывать вы их можете в любом порядке.

Комментарии: После первого прочтения нужно дать детям время для того, чтобы записать все, что они запомнили. Затем необходимо прочитать все слова еще раз и предложить детям взять ручку другого цвета и поставить плюсы рядом с теми словами, которые они запомнили и записали верно. Пример серии слов для запоминания: слон, мир, булка, снег, дом, кошка, осень, счастье, окно, столб.

Упражнение «Бухта мудрых решений».

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Инструкция: Мы уже почти у цели нашего путешествия, и совсем скоро мы попадем в Страну Апельсинию. Последняя остановка перед ней – в бухте мудрых решений. И чтобы нам тут не скучать, мы выполним задание этой бухты. Сейчас вы по очереди будете выходить ко мне и вытаскивать карточку с изображением какого-либо предмета. Вам нужно будет описать этот предмет, не называя его. А остальные ребята будут угадывать. После одного предложения-описания у ребят будет одна версия-попытка. Ваша задача – описывать предмет так, чтобы ребята как можно дольше не догадались, что это. При этом говорить нужно только правду, обманывать нельзя.

Комментарии: Важно перед показом тихо поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что изображено на картинке. Во время игры необходимо строго следить за участниками, не позволяя озвучивать больше одной версии после каждого предложения-описания.

Подведение итогов.

Вот мы и доплыли с вами в Страну Апельсинию. По пути мы выполнили много разных интересных заданий, решили все задачки и отгадали загадки, которые подготовили нам моря и океаны. Вы, как настоящие капитаны, проявили чудеса внимательности и сообразительности, и по праву можете гордиться своими достижениями.

Но смекалка, внимательность и хорошая память нужна не только капитанам в их путешествиях. Она важна и в обычной жизни – на уроках, дома. Обязательно помните о том, что вы можете в нужный момент «включить» свое внимание, память и находчивость, и тогда все, что бы вы ни задумали, у вас получится!

Домашнее задание

Домашнее задание детям – нарисовать Страну Апельсинию.

Домашнее задание родителям – в течение двух недель выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие процессов. Примеры упражнений представлены в Приложении 3.

Список литературы.

  1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – СПб.: Питер, 2008
  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М.: Владос, 2007
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
  4. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009
  5. Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М.: Эксмо, 2010
  6. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. – М.: Эксмо, 2009
  7. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем внимание: игры, упражнения, советы специалиста. – М.: Эксмо, 2010

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3