Логопедическая работа по развитию кинестетических ощущений с использованием биоэнергопластики

Разделы: Общепедагогические технологии, Логопедия


В современных социально-экономических условиях важнейшей проблемой дошкольной педагогики является увеличение количества детей с речевой патологией, причем увеличивается количество детей со сложной сочетанной патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой (мелкой ) моторики.

В педагогической литературе в последнее время все чаще встречаются и описываются приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

В своих работах авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев и развитие кинестетических ощущений. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ (разумеется, это относится к артикуляционной гимнастике).

Понятие «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри нас. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Таким образом, при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Также было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию мелкой моторики и кинестетические ощущения. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются психические процессы, такие как память, внимание, мышление.

Осуществляя работу с применением биоэнергопластики с детьми, имеющими сложные речевые нарушения речи, основной целью является: развитие кинестетических ощущений с помощью приемов биоэнергопластики и биоэнергенитических предметов.

При реализации целесообразно использовать биоэнергетические предметы:

  • массажные шарики разного диаметра;
  • кольцевые пружины;
  • иппликатор Кузнецова.

Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 5 этапов, включающие различные системы упражнений:

I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).

Упражнения подбираются после тщательного обследования звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.

II этап – подготовительный (пассивной работы).

Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.

III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).

Артикуляционной гимнастики выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка и использование биоэнергетических предметов подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 5-6, короткие стихотворные строки.

IV этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).

Артикуляционные упражнения проводятся с использование руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2 недели.

V этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и обеих рук).

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка и с применением биоэнергетических предметов. Продолжительность занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания. На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов

У каждого ребенка состояние кинестетических ощущений органов артикуляции, мелкой моторики и протекание мыслительных процессов индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка

Применение биоэнергопластики совместно с биоэнергетическими предметами эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь и манипуляции с биоэнергетическими предметами многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.