Открытое интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе. Тема: "Сувениры для мини-музея"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели занятия: продолжать знакомить детей с народным промыслом глиняная игрушка – Дымка.

Расширять представление о жанровых особенностях назначения потешек, пословиц (обобщенное значение пословиц и поговорок)

Формировать связную речь (умение выражать словами свои ощущения от прикосновения с яркой глиняной игрушкой). Побуждать детей к использованию полученных умений и навыков в самостоятельной деятельности и проявлять творческое воображение при росписи игрушки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание достигать результатов своего труда.

Материал: Дымковские игрушки, музыкальное сопровождение, гуашь, кисточки, печатки, салфетки, магнитная доска с магнитами 3-х цветов.

Предварительная работа: Беседы, чтение, заучивание пословиц, потешек о народных промыслах, дидактические игры, занятия по лепке, рисованию, оформление выставок детских рисунков, глиняных игрушек.

Ход занятия

В некотором царстве в Российском государстве среди лесов, полей на берегу реки Вятка в селе Дымково. Издавна там жили смелые и умные, веселые и красивые вятские мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из нее красивые игрушки, расписывать их ярким узором.

И сегодня живут там мастера и лепят из глины игрушки, своё мастерство старшие передают младшим.

И славятся эти игрушки на весь мир. Как называются эти игрушки? (дымковские)

А у нас в группе есть такие игрушки? Где они? (мини-музей)

Давайте прикоснемся к этому старинному русскому промыслу и создадим своими руками сувениры для мини-музея.

Какое время года наступило? (весна)

Издавна весной на Руси люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были веселые; с плясками, шутками, потешками, скоморохами, пряниками да пирогами. А главное с игрушками.

Скоро ярмарка, вот сижу делаю поделки и складываю их в этот чудесный сундучок.

“Сундучок этот не простой
В нем товар расписной
Здесь спрятались игрушки
Веселые зверюшки
Вынимаем на показ
И ведем про них рассказ”

Дети достают по очереди игрушки дымковские и рассказывают вятские потешки:

За студеною водицей
Водоноска молодица
Ведра красные несет
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша!
Эта девица краса
Тугая черная коса
Щечки алые горят
Удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво
Водоноска так красива
Как лебедушка плывет
Песню тихую поет.

Кони глиняные мчатся
На подставке что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Через горные отроги
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Утка – Марфушка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.

Вам нравятся эти игрушки?

Чем они вам нравятся? (красивые, яркие, веселые, необычные, сказочные, забавные)

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о трудолюбивых мастерах?

Дети:

  • “Каков мастер, такова и работа”
  • “Кто работы не боится, тот и пляшет и поет”
  • “Недаром говорится, что дело мастера боится”
  • “Мастер на все руки”

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них добра и веселья. И называют их ласково – Дымка.

Назовите свои игрушки ласково, нежно (индючок, козочка, уточка, лошадка, олененок)

Есть одна игра для вас
Загадку расскажу сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором дружно отвечайте.

Загадка:

“Бока крутые
Рога золотые
Копыта с оборкой
На спине Егорка”
Догадались кто это? (козел)

Посмотрите, какой он нарядный. Вот как вертится, хочет сплясать и потешку про себя рассказать

“Идет козел мохнатый
Идет козел бодатый
Рогами помахивает, бородой потряхивает
Копытами постукивает
Идет, блеет, коз и козлят зовет “ме-е-е”

Ребята, что означает слово потешка? (потешать, веселить, радовать, развлекать) Давайте поиграем с козликом.

Игра “Козел”

Ребята, а этим игрушкам совсем не до веселья. А почему? (не нарядные, не красивые, белые)

Чтобы их развеселить, их надо в узоры нарядить.

Игра “Укрась дымковскую игрушку”

А теперь я вас приглашаю в мастерскую дымковской игрушки.

Кто может рассказать, как делали мы с вами игрушки? (на доске алгоритм последовательности изготовления игрушки)

Дети: (лепим, сушим, белим)

Чтобы игрушка радовала своей красотой, чтобы вы сделали дальше?

Какие элементы геометрического орнамента использовали в росписи своих игрушек?

Какие цвета вы будете брать для росписи своих игрушек?

Давайте приниматься за работу

“Делу – время, а потехе час”

Самостоятельная работа детей.

Вот и закончили свою работу народные умельцы.

Почему Дымковская игрушка нравится народам всех стран? Какая она?

И мне они очень нравятся. Какие они все яркие, красивые, веселые. Глядишь на них и улыбаться хочется.

Ребята, а у вас какое сейчас настроение?

(Магнитная доска с магнитами 3-х цветов)

Выбрать цвет своего настроения и на доске сделать цветок)

А мы, ребята, вашими сувенирами украсим наш мини-музей.

“Нам с тобою мир искусства
Дарит мысли, дарит чувства
Хороши, красивы, ярки
Эти чудные игрушки”.