Формирование и развитие связной устной и письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях начальной школы – детского сада V вида

Разделы: Логопедия


Недостаточное развитие языковых средств у детей с тяжелыми нарушениями речи оказывает влияние на формирование более сложных видов речевой деятельности. Обучающиеся испытывают значительные трудности при самостоятельном составлении связного высказывания. Высказывания состоят из односложных ответов на вопросы или из разрозненных нераспространенных предложений. Так же свойственны повторы слов и отдельных предложений. Грамматическое оформление устных высказываний характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, навыков словообразования, сложных синтаксических конструкций. Особенно ярко они выражены при письменном изложении готового и самостоятельного связного высказывания.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

– пропуск главных частей и фактов;
– неправильное или неточное употребление лексических средств для наиболее точного выражения замысла;
– однообразное использование лексических средств;
– нарушение порядка слов в предложении;
– неверное употребление границ предложений в тексте;
– повторное возвращение к одному и тому же факту;
– нарушение логической последовательности изложения фактов, событий;
– повторение одного и того же слова;
– употребление “слов-паразитов”, жаргонизмов;
– аграмматизмы в построении предложно-падежных конструкций;
– аграмматизмы в построении словообразовательных моделей.

Структура дефекта младших школьников с тяжелыми нарушениями речи определяет проводить в системе логопедической коррекционной работы занятия по развитию связной речи.

Для формирования и развития связной устной и письменной речи в нашем учреждении была составлена программа факультативного курса “Культура речи”. Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта комитета образования на основании типовой программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанной Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР и Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР //Сборник программ для детей с тяжелыми нарушениями речи Министерства просвещения СССР, 1987г.

Настоящая программа составлена на 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 3 года обучения (II-VI классы).

Цель специального факультативного курса “Культура речи”: развитие устной разговорной и письменной литературной форм речи; формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование, развитие и активизация словарного запаса, т.е. развитие лексической основы речи;
  • Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.
  • Обучение связной речи (устной и письменной);
  • Восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.

Эти задачи решаются одновременно на факультативных занятиях.

Обучение происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.

На факультативных занятиях у обучающихся формируются навыки, обеспечивающие владение текстом:

  1. Получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  2. Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
  3. Исполъзоватъ языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

В приложении предлагаем вам проект факультативного занятия в 3-м классе.

Список используемой литературы:

  1. Типовая программа для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанной Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР и Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР //Сборник программ для детей с тяжелыми нарушениями речи Министерства просвещения СССР, 1987.
  2. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности “Логопедия” / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М., 2010.
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. в 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст. – М., 2008.
  4. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.

Приложение