Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


(Слайд №2)

Цели уроков:

  • углубление представлений о жанре комедии;
  • развитие умения воспринимать текст драматического произведения;
  • развитие умения характеризовать персонажа драматического произведения.

Ход урока (1 час)

1. Усвоение новых знаний.

Слово учителя. (Рассказ о драматурге.)

(Слайд № 3) Жан Батист Мольер (1622 - 1673) - псевдоним; настоящее имя и фамилия - Жан Батист Поклен.

(Слайд № 4) Родился 13 января 1622 года в Париже. Отец писателя - Жан Поклен, был придворным обойщиком и мебельщиком, мать - Мария, дочь частного обойщика Луи Крессе. Когда Мольеру исполнилось десять лет, мать умерла. С 1631 по 1639 год он учится в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки. В это время Жан Батист проявлял большой интерес к учебе и даже перевел на французский поэму "О природе вещей" римского поэта и философа Лукреция.

(Слайд № 5) В 1640 году Мольер начинает изучать юридические науки в Орлеанском университете, а в начале 1641 года сдает экзамен на звание лиценциата права. В 1642 году он недолго замещает отца в должности обойщика. Но вскоре он понимает, что служить при дворе не его занятие, отказывается от звания королевского обойщика и 30 июня 1643 года, приняв псевдоним Мольер, вместе с семьей Бежар организовывает свой театр, который получил название "Блистательный театр". Но этот театр успеха не имел, и с 1646 по 1658 год Мольер и его товарищи работали в провинции. В 1658 году его труппа по желанию короля была оставлена в Париже. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте).

(Слайд № 6) Именно в парижский период жизни Мольер создал свои замечательные комедии (числом более тридцати), в которых осмеивал всевозможные пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа. Все это и многое другое стало предметом критики в беспощадной, иногда доброй, иногда горькой, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной по форме комедии Мольера.

(Слайд № 7) С 1664 года Жан Батист стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств.

(Слайд № 8) Мольер оставил богатое наследие - более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые.

Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии - комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. В нем видят провозвестника французской оперы.

(Слайд № 9) Пьеса "Мещанин во дворянстве" написана Мольером в 1670 году. Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру, - высмеять турецкие церемонии, создать на них пародию. Оскорблённый заявлением турецкого посла о том, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из Франции, устроил такую своеобразную месть. В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября 1670 года. Роль господина Журдена исполнял Мольер. Первый русский перевод комедии был выполнен П.Свистуновым и издан в 1761 году. Первая постановка - 25 января 1756 года в Российском театре в Санкт-Петербурге.

2. Актуализация опорных знаний.

Беседа с опорой на слайды.

- Рассмотрите таблицу (Слайд № 10). Вспомните особенности драматических произведений.

- Расскажите об особенностях построения драматического произведения. (Слайд № 11)

Слово "драма" означает в переводе с греческого языка "действие", причём действие "совершающееся", а не совершившееся. Это означает, что действие, показанное через конфликты в форме диалогов и монологов, происходит, развёртывается на глазах зрителей в настоящем времени.

(Слайд № 12) Каждое действие (акт) пьесы автор начинает с описания обстановки, и это даёт возможность художникам и постановщикам создать декорации к спектаклю.

Отдельные реплики героев сопровождаются ремарками.

Драматург не имеет возможности, кроме ремарок, говорить "от себя".

3. Усвоение новых знаний. Словарная работа.

Знакомство с театральной лексикой. (Слайд № 13 - 14)

4. Знакомство с текстом пьесы. (Учащиеся слушают радиокомпозицию спектакля театра им. Евгения Вахтангова. Музыка из произведений Ж.Б.Люлли, Р.Штрауса. Музыка песен и интермедий Р.Архангельского. Запись 1971 года.) (Слайд № 15)

5. Осмысление домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

- Каковы составляющие характеристики героя драматического произведения? (Слайд № 16)

Самохарактеристика героя: монологи, речь, поступки.

Сопоставления, косвенная характеристика (пейзаж, интерьер, высказывания о герое других персонажей).

Авторская характеристика (замечания для актёров, ремарки).

2. Информация о домашнем задании. (Слайд № 17)

Охарактеризуйте господина Журдена.

  • Проанализируйте его монологи, речь, поступки.
  • Как характеризуют господина Журдена его взаимоотношения с женой, служанкой Николь, учителями, портным и его подмастерьем, графом Дорантом и маркизой Дорименой.

6. Итого урока.

Ход урока (2 час)

1. Проверка домашнего задания.

Характеристика господина Журдена. (Слайд № 17)

2. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с опорой на слайды.

1) Запишите в тетрадь пять ведущих черт характера господина Журдена. Объясните свой выбор. (Слайд № 18)

Выступления учащихся сопровождаются прослушиванием фрагментов спектакля театра им. Евгения Вахтангова (запись 1971 года).

2) Сравните и прокомментируйте мнения А.С.Пушкина и критика Д.Д.Обломиевского о характерах мольеровских героев. (Слайд № 19)

  • А.С.Пушкин утверждал, что у Мольера герои - это только "типы такой-то страсти, такого-то порока".
  • Д.Д.Обломиевский говорит о "сложности", "многокачественности" характера мольеровских героев, сконцентрированного вокруг какого-то доминирующего качества.

3) Запишите в тетрадь принципы создания характера в комедии Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве", поясните, как вы их понимаете на примере образа господина Журдена. (Слайд № 20)

  • типизация
  • соотношение человека и мира
  • резонёрство

3. Усвоение новых знаний.

Слово учителя. (Общее представление о принципе "единства действия".) (Слайд № 21)

В комедии два тесно связанных сюжета.

Мольер опирался на традицию итальянской комедии, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люстиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг - Николь и Ковьеля (сцена "любовной досады", д. III, явл. 10), во-вторых, расчетливыми отношениями между графом Дорантом и маркизой Дорименой (см. д. III, явл. - 19, д. V, явл. 2). Влюбленные - постоянные персонажи итальянской народной комедии масок (комедия дель арте).

Вторая сторона сюжета - развитие традиции французского фарса (это ссора между глупым мужем и умной и злой женой), в комедии Мольера - это изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его.

В "Мещанине во дворянстве" обе линии неразрывно связаны ("единство действия"), создают цельную систему образов.

4. Итоги урока. (Слайд № 22)

"Мещанин во дворянстве" - блестящая, искрометная комедия классика французской литературы Жана Батиста Мольера. Попытки необразованного, невежественного, неотесанного мужлана с большими деньгами выглядеть как благородный дворянин не могут не вызывать смех. Главный герой то и дело попадает в нелепые ситуации, а окружающие не упускают возможности воспользоваться его манией себе во благо.

Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки общества", по-моему, актуальны особенно.

5. Осмысление домашнего задания. (Слайд № 22)

Каково Ваше мнение? Напишите небольшое рассуждение-размышление "Актуальна ли сегодня пьеса Мольера "Мещанин во дворянстве"?" (Приложение 1)

Приложение 2.

При подготовке к уроку использованы текстовые и иллюстративные материалы сайтов

  1. http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011324/1011324a1.htm
  2. http://www.home-edu.ru/user/f/00001367/007mental/main/017mental.html
  3. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/010/001/279191594.jpg
  4. http://www.philharmonia.spb.ru/rus/informrg.php

Литература

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1985
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков - М.: Просвещение, 1988
  3. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988
  4. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ Под ред.ю Н. П.Михальской и Б.И.Пурищева. - М.: Просвещение, 1981
  5. Литература: Справочник школьника/ Научная разработка и сост. Н.Г.Быковой; Науч. Ред. В.Я.Линков. - М.: Филологическое общество "Слово", 1995

CDcom

  1. Жан-Батист Мольер. Мещанин во дворянстве. Радиокомпозиция спектакля (Запись 1971 г.)/ ООО "РМГ Компани"; Лицензия:Серия ВАФ №77-18.