Метапредметный урок "Выбор". 9-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40 МБ)


1. Данные о проведении урока

Тема: "Выбор профессиональной траектории"

Тип урока: Метапредметный урок с включением элементов социально-проектной, внеклассной деятельности и ИКТ.

Продолжительность урока: 90 минут (3 учебных кабинета, 1 учебная площадка)

Учащиеся: 9 "а" класс, 15 человек, МОУ Савинская сош, Пермский район

Учителя:

  1. Корепанова Галина Александровна учитель технологии МОУ Савинская сош, Пермский район
  2. Кариева Елена Александровна учитель информатики МОУ Савинская сош, Пермский район
  3. Тарасова Марина Павловна педагог-психолог МОУ Савинская сош, Пермский район
  4. Бондюгина Виктория Константиновна учитель музыки МОУ Савинская сош, Пермский район

2. Сценарный план урока

Сценарный план урока выдержан в реалистичном подходе к проблемам современного социума, реалиям жизни. Методология замысла направлена на ознакомление учащихся с современным рынком труда и профессий, умения найти и выделить предположительно свое место в профессиональной сфере. Разработка замысла - выбор наиболее эффективных способов и средств развития, обучения в образовательном процессе, проблемности, интегративности и гармоничного сочетания направленности используемых предметов, использование их потенциальных возможностей, связь с жизнью.

Идея урока.

Выбор. Так, или иначе, каждый из нас сталкивался с проблемой профессионального выбора. Кем быть? Как построить свое будущее? Попытаться ответить на эти и другие вопросы с помощью урока, ориентированного на формирование представления о современном мире профессий, рынке труда и реальной оценке учащимися своих способностей. Создание общей картины мира профессий, поиски самореализации и успешной социализации средствами психолого-педагогической диагностики, внеклассной деятельности и ИКТ.

Разработка замысла.

На основе психолого-педагогической диагностики класса определяются наиболее эффективные способы донесения информации о необходимости выбора учащимися личной профессиональной траектории; составляется сценарный план урока с учетом применения приобретенных в процессе обучения знаний различных предметов социальной направленности (технологии, информатики, психологии и внеклассной деятельности); планируется обсуждение способа рефлексии результатов проведенного занятия.

Метод оценки целеполагания урока.

Педагогическая оценка, качественная характеристика обобщающего продукта урока - знакомство с современным рынком труда, выделение 10-ти самых востребованных профессий, выбор направления личной профессиональной траектории.

Цели урока:

  • Образовательная: формирование представлений о реальной картине современного рынка труда, востребованных профессиях современности, применение знаний образовательной области технология и ИКТ в решении проблемы личного профессионального выбора учащимися.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков старшеклассников, способности к самоопределению.
  • Воспитательная: формирование социально-самостоятельной, культурной личности, патриотов своей Родины.

Задачи урока:

1. Определить основную проблему урока на основе выводов опроса населения о трудоустройстве.

2. Сформировать картину современного мира профессий при помощи различных средств массовой информации, источников "интернет".

3. Выделить самые востребованные профессии в Пермском крае при помощи информации Центра занятости населения, средств массовой информации.

4. Вызвать желание определить свое место в мире профессий.

5. Способствовать успешной социализации школьников.

Предварительная работа.

На предыдущих занятиях по психологии был изучен материал о типах темперамента и роли темперамента в профессии. На уроках технологии проведено предварительное тестирование учащихся на предрасположенность к типу профессии, компьютерное тестирование по программе "Эффектон". Учащиеся имеют представление о классификации профессий.

Домашнее задание.

Составить карту опроса 10 человек из ближайшего окружения на предмет соответствия их образования и профессии (всего опрошенных 150 человек).

Ход урока

Участники: учащиеся 9 "а" класса МОУ Савинская сош, Пермский район

1. Психолого-педагогическая характеристика класса: высокой степенью организаторских способностей обладают -54%, низкой -9%, средней -37%; по типу мозговой деятельности у 29% преобладает логическое мышление, 57% -образное.

2. Учителя МОУ Савинская сош, Пермского района: учитель технологии высшей квалификационной категории Корепанова Галина Александровна, педагогический опыт 30 лет; учитель информатики высшей квалификационной категории Кариева Елена Александроввна, педагогический опыт 23 года; педагог-психолог Тарасова Марина Павловна, педагогический опыт 4 года; учитель музыки Бондюгина Виктория Константиновна, педагогический опыт 3 года.

1. Этап целеполагания (20 минут)

Учитель музыки (начинает занятие):

- Здравствуйте. Сегодня я начну этот необычный для вас урок. Его значимость нельзя недооценить. Он может сыграть важную роль в вашей жизни.

Выбор. Какое объемное слово. Как много оно заключает в себе. Человек часто в жизни стоит перед выбором. Можно выбрать книгу, дом, машину, кошку: Так, или иначе, делая выбор, мы принимаем определенное решение. Чему конкретно будет посвящен наш выбор сегодня? Я предлагаю вам совершить небольшую музыкальную экскурсию (звучит музыка, включается презентационный материал "Выбор" в котором звучат песни о профессиях).

(Приложение №1, презентация)

Прозвучали песни разных времен. Что вы можете сказать, ребята? Какой эмоциональный настрой придает их звучание нашему уроку?

(Ответы учащихся)

Вы правы. Сегодня звучали песни о героических профессиях. Вообще о профессиях написано множество песен, но эти вошли в историю нашей Родины вместе с тем, что было создано руками человека. Песни о трудовом подвиге донесли до потомков дела профессионалов: БАМ, строительство высоковольтных ЛЭП и т.д. Конечно, профессии бывают разные и, как в стихотворении С.Я. Маршака, "разные нужны и разные важны". Попробуйте вспомнить и приведите свои примеры песен о профессиях.

Примеры (учащиеся называют другие песни).

И так, вы поняли, что разговор у нас сегодня пойдет о профессиональном выборе.

Педагог-психолог (вступает в разговор):

Какими качествами, по вашему мнению, обладали люди приведенных профессий достойные того, чтобы о них слагали песни?

(Ответы учащихся: стойкость, мужество, профессионализм, любовь к Родине)

А мне хотелось бы добавить: целеустремленность, знание своего дела, хорошее здоровье. Чтобы правильно подготовить себя к выбору будущей профессиональной деятельности, человек должен учитывать особенности своего здоровья, природные способности, склонности (желание выполнять свою работу). Но и этого в наши дни недостаточно. Время, в котором мы живем, диктует нам свои условия. На сегодняшнем занятии мы попробуем разобраться, что еще надо учесть, выбирая профессиональную траекторию?

Учитель технологии (продолжает беседу):

Ребята, а часто встречается в наши дни профессия кузнеца?

(Ответы учащихся: редко; почти нет; мы не слышали)

А инженер-строитель? (Ответы учащихся)

Согласна, что часто. Люди строили, и будут строить всегда: дома, промышленные объекты, мосты и многое другое. Так значит мало хотеть и иметь способности, надо еще знать, пользуется или нет эта профессия спросом на рынке труда? Ответить на этот и другие вопросы мы попробуем на сегодняшнем уроке. Он поможет нам оценить значение правильного профессионального выбора, заглянуть в свое будущее, соотнося свои желания с возможностями.

Итак, основной задачей нашего урока будет:

А. Определить 10 самых востребованных профессий современности.

В. Назвать востребованные профессии на рынке труда Пермского района.

С.Определить направление личной профессиональной траектории.

Учитель информатики:

В наши дни люди ищут работу, используя возможности Интернета. Нам предстоит убедиться в этом. Вполне возможно, что в сложившейся ситуации как раз Интернет сможет оказать нам неоценимую помощь. Мы воспользуемся возможностями поисковых систем для нахождения нужной информации, попытаемся наглядно оформить полученный материал при помощи Microsoft Office Excel, а обобщающий продукт занятия разместить на школьном сайте.

Этап погружения.

Учитель музыки (вдохновение):

Самая прекрасная пора жизни, когда человек может сделать выбор своей профессиональной траектории. Пора, когда можно планировать свершение определенных достижений, любить и научиться быть счастливым, деятельным, нужным. "У нас, молодых, впереди года" - звучат слова песни. Как здорово, что у вас все впереди! Давайте послушаем в исполнении ансамбля "Самоцветы" эту песню. Она так и называется "У нас, молодых:"( Звучат первые ноты песни). Юность - это время волнений, тревог и поисков, время романтики. В исполнении данного ансамбля желающие могут услышать и такие , как "Вся жизнь впереди", "Ходят-бродят Робинзоны". Музыка и песни сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они могут стать эмоциональным фоном к фильму, спектаклю, презентационному материалу.

Педагог-психолог (время подвигам):

Кажется, в наши дни уже нет места трудовым подвигам. Ушло в прошлое время романтиков и робинзонов. "Нет на карте белых пятен. Вся земля давно обжита:" - звучат слова песни. Думаю, что это далеко не так. Все зависит от человека. Надо только быть хозяином жизни, а не проживать ее впустую. Время, в котором живем, диктует нам определённые условия, но мы можем найти свое место в этом временном пространстве.

Учитель технологии (принятие решений):

Предлагаю рассмотреть проблему профессионального выбора со всех сторон, а полученный результат представить в виде творческих работ.

2. Продуктивно-творческая деятельность (45 минут). Учащиеся и преподаватели расходятся по аудиториям.

_ группа (руководитель педагог-психолог)

1. Обработка результатов домашнего задания.

2. Проведение анализа на основе полученных результатов.

3. Выбор способа оформления результатов диагностики.

4. Изготовление наглядности.

5. Обсуждение вариантов защиты.

6. Выбор кандидатур для защиты.

7. Рефлексия: составление синквейнов на тему ошибок в выборе профессии. (Приложение №2)

__ группа (руководитель учитель технологии)

1. Поиск и обработка информации о востребованных профессиях по источникам периодической печати, данным ЦЗН Пермского района.

2. Проведение анализа на основе полученных результатов.

3. Выбор способа оформления результатов.

4. Изготовление наглядности.

5. Обсуждение вариантов защиты.

6. Выбор кандидатур для защиты.

7. Рефлексия: составление синквейнов на тему востребованных профессий. (Приложение №3)

___ группа (руководитель учитель информатики)

1. Поиск информации о самых востребованных профессиях в источниках интернета.

2. Проведение анализа на основе полученных результатов.

3. Выбор способа оформления результатов.

4. Оформление результатов.

5. Обсуждение вариантов защиты.

6. Выбор кандидатур для защиты.

(Приложение №4)

Площадка оказания помощи при выборе звукового сопровождения выступлений (руководитель учитель музыки)

Совместная работа групп (25 минут).

1. Выступление групп с результатами проведенных работ (6минут).

2. Проведение общего анализа современного рынка труда (3 минуты).

3. Наглядное оформление полученного материала при помощи Microsoft Office Excel. (5минут составление сводного материала)

4. Размещение обобщающего продукта занятия на школьном сайте. (7минут)

5. Общие рассуждения на тему о необходимости профессионального выбора: обсуждение возможности выбора учащимися направлений личных профессиональных траекторий. (3 минуты)

6.Подведение итогов. Выделение проблемы для продолжения работы на следующем занятии (1 минута)

(Приложение №5)

Источники информации.

  1. http://www.ug.ru/archive/40759
  2. http://www.eidos.ru/courses/themes/22005/index.htm
  3. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8&from=fx3&clid=46510&lr=50
  4. http://college.ru/pedagogam/450/506/507/509/511/
  5. http://www.cerm.ru/index.php?page=110
  6. http://www.openclass.ru/node/226794