Роль внеурочной деятельности в развитии речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". Во внеурочной деятельности осуществляется то дальнейшее образование, повышение и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не в полной мере.

Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Мной разработана и апробируется программа общеинтеллектуального направления по русскому языку и развитию речи "Юный грамотей" Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель программы: формирование интереса учащихся к русскому языку, постижение учащимися системности языка, обогащение речи младших школьников, коммуникативная направленность обучения.

Задачи программы:

1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.

2. Расширить объем сведений по лексике, получаемых учащимися в 1-4 классах.

3. Дать понятие о фразеологической системе русского языка;

4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.

5. Заложить основы лингвистического анализа лексических и фразеологических явлений.

6. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Программа построена на следующих принципах:

Принцип системности

  • Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом

Принцип гуманизации

  • Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип успешности

  • И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип обратной связи

  • Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование чувства прекрасного - умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • формирование любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения "Я" и хороший ученик;
  • стремление к самоизменению-приобретению новых знаний и умений;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • понимать стили речи, определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Коммуникативные УУД:

  • использовать в речи изобразительные средства, фразеологические единицы; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Внеурочная деятельность учащихся позволяет в полной мере реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Детям предоставляется возможность творческой активности и творческих способностей личности.

Список литературы.

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 " Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
  3. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Системак заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.