Реакция нейтрализации

Разделы: Химия


Цели урока:

  • подробно изучить реакцию нейтрализации (теоретически и практически);
  • сформировать у школьников химическое мышление, интерес к предмету;
  • активизировать их познавательную деятельность.

(слайд 1-2)

Оборудование

  • на демонстрационном столе: гидроксид натрия, соляная кислота, лакмус, штатив, бюретка, термометр, спиртовка, чаша для выпаривания, тигельные щипцы.
  • на столах учащихся: растворы соляной, серной, азотной кислот, сульфат меди(II), гидроксид натрия, хлорид железа(III), шесть пробирок, штатив для пробирок.

 (Урок сопровождается презентацией)

План урока

  1. Фронтальный опрос: работа с таблицей "Название и формулы кислот".
  2. Сообщения учащихся на тему "Кислоты вокруг нас".
  3. Демонстрационный опыт "Титрование".
  4. Лабораторный опыт "Отношение кислот к нерастворимым основаниям"

Ход урока

Структура урока Содержание повторяемого и изучаемого материала Методы и формы работы
Введение Сегодня отправимся в путешествие на поезде в гости к кислотам. Мы побывали у оксидов, оснований, солей, а теперь едим к кислотам. Наша задача как можно больше узнать о них. Итак, кислоты - это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов. В таблице "Кислоты" выбрать формулы одно-, двух-, трех-основные кислоты
Постановка проблемы Чем интересны кислоты? Нужны ли они природе, человеку?

Наш поезд прибывает на станцию "Информационная" (слайд 3) Презентация.

 
Основная часть С какими кислотами мы проводили опыты? Что интересного нашли о них в дополнительной литературе? Встречались ли где-нибудь с кислотами, кроме уроков химии? Сообщения учащихся "Кислоты вокруг нас"
Постановка проблемы Важное свойство кислот и оснований - это взаимодействовать друг с другом. Так ли это?  
Демонстрационный опыт "Титрование" В раствор соляной кислоты добавляем лакмус. Из бюретки по каплям приливаем гидроксид натрия до изменения окраски на фиолетовую. Термометр опущен в стакан с раствором соляной кислоты. Выпариваем раствор после титрования.

Составляем уравнение реакции и поясняем, почему она называется реакцией нейтрализации (образование соли и воды), почему её сле-дует рассматривать как частный случай реакции обмена.

Прибываем на станцию "Лабораторная".

(слайд 4)

 

 

(слайд 5)

Новый проблемный вопрос Могут ли нерастворимые в воде основания взаимодействовать с кислотами? (слайд 6)
Лабораторный опыт "Взаимо-действие кислот с нерастворимыми основаниями" Учащиеся работают по группам.

1 группа. Гидроксид меди(II) с растворами кислот(соляной, серной, азотной).

2 группа. Гидроксид железа(III) с растворами кислот(соляной, серной, азотной).

Затем учащиеся составляют уравнения реакций, совместно проверяют и делают общий вывод.

Групповая самостоятельная работа учащихся

(слайд 7)

Закрепление: 1.Какие реакции называются реакциями нейтрализации?

2.В чём заключается сущность этой реакции?

Мини-тест
Дом. задание У В.В.Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому-то нужно. Если химики изучают реакцию нейтрализации, то следовательно, это кому-то нужно. Напишите небольшое сообщение, в котором на примерах нужно показать значение реакции нейтрализации в реальной жизни, в её богатстве и разнообразии. (слайд 8)

Мини-тест

1. Какие реакции относятся к реакциям нейтрализации?

А) NaOH + HCl = NaCl + H2O;

Б) CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O;

В) AgNO3 + HCl = AgClv + HNO3;

Г) H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2 H2O.

2. Какую мерную посуду используют для проведения демонстрационного опыта "реакции нейтрализации"?

А) цилиндр;

Б) бюретка;

В) пипетка;

Г) колба.

3. Какую окраску лакмус приобретет в кислой среде?

А) малиновую;

Б) жёлтую;

В) красную;

Г) бесцветную.

4. Укажите порядок действий при проведении реакции нейтрализации.

А) налить в колбу кислоту;

Б) по каплям приливать раствор щелочи;

В) выпаривать раствор;

Г) прилить индикатор.

5. Что необходимо сделать при случайном попадании раствора кислоты на кожу руки?

А) промыть большим объёмом воды;

Б) вытереть салфеткой;

В) пойти в медпункт;

Г) промыть 2%-м раствором питьевой соды.

Учёт знаний, умений и навыков во время лабораторного опыта

Фамилия учащегося Техника выполнения работы Качество отчёта (ур-ия реакций, вывод) Общая культура труда (аккуратность) Итоговая оценка