Урок изучения нового материала по теме "Фосфор". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока: Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д. Менделеева, выяснить аллотропные возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения; развивать навыки написания уравнений химических реакций, самостоятельного поиска информации, анализа, представления результатов работы; воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: напечатанные таблицы для самостоятельной работы учащихся по изучению химических свойств фосфора (по числу учащихся), наборы химических карт для работы в парах, оборудование для проведение демонстрационного опыта "Горение фосфора" (спиртовка, ложечка для сжигания, красный фосфор, колба наполненная кислородом, индикатор -метилоранж), при необходимости учителем готовится вспомогательное дидактическое средство - электронная презентация, или используются электронные пособия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1. Введение в изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с элементами пятой группы периодической системы. Посмотрите внимательно на ассоциативный ряд и скажите, что объединяет все рисунки?

Ответ: наличие соединений фосфора

2. Составление схемы "Паучок"

3. Изучение нового материала

1. История открытия элемента

В 1669 году немецкий алхимик Хеннинг Бранд при нагревании смеси белого песка с выпаренной мочой получил светящееся в темноте вещество, названное сначала "холодным огнём", вторичное название "фосфор" происходит от греческих слов "фос" - свет и "феро" - несу.

2. Фосфор как простое вещество (Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы).

     
Белый фосфор - вещество с молекулярной кристаллической решеткой, состоящей из 4-х атомов в молекуле: P4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии воспламеняется. Очень ядовит. Светится в темноте. Хранят его под водой Красный фосфор - темный красно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в органических растворителях. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Не ядовит и не светится в темноте. Черный фосфор - самая малоизученная модификация, имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, является полупроводником. Не ядовит, не светится в темноте.

После заполнения таблицы учителем читается отрывок из "Собаки Баскервилей".

"Да это была собака, огромная, черная как смоль.: Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшного, более омерзительного, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. : Чудовище лежало перед нами: Его огромная пасть все еще светилось голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте..."

- Фосфор, - сказал я.

В чем ошибка автора? (Если бы на шерсть собаки действительно был нанесен белый фосфор, она немедленно получила бы ожоги от его воспламенения. А фосфор, нанесенный на язык, зубы вызвал бы моментальное отравление).

3. Физминутка

4. Химические свойства фосфора

1. Демонстрационный эксперимент "Горение фосфора в кислороде".

Заполнение учащимися листа наблюдений.

Название опыта Реагент 1 Реагент 2 Уравнение реакции Наблюдение Вывод
Горение фосфора

         

2. Для дальнейшего изучения свойств фосфора организуется самостоятельная работа по заполнению таблицы "Химические свойства фосфора". Учащиеся дописывают пропущенные части уравнений реакций, составляют уравнения окисления - восстановления, делают выводы о характере свойств фосфора.

Взаимодействие фосфора с простыми веществами
Р0 + Мg0 = :

P + 3e = P-3

Mg - 2e = Mg+2

1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции.

2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты.

P0 + Cl20= :

Po - 3e = P+3

Cl20+ 2e = 2Cl-1

1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции.

2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты.

P0+S0= :

P0- 3e = P+3

S0 + 2e = S-2

1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции.

2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты

Вывод:
Взаимодействие фосфора со сложными веществами
P0 + HN+5O3 + H20 = H3P+5O4+ N+20

P0 - :

N+5 + :.

1. Допишите полуреакции окисления - восстановления.

2. Расставьте коэффициенты.

P0+KCl+5O3=KCl-1+P2+5O5

P0-:

C l+5:

1. Допишите полуреакции окисления - восстановления.

2. Расставьте коэффициенты.

P0+H2S+6O4=H3P+5O4+S+4O2+

+ H2O

P0-:

S+6 +:

1. Допишите полуреакции окисления - восстановления.

2. Расставьте коэффициенты.

Вывод:

4. Дидактическая игра "Химические карты". (Работа в парах)

Одна карта бьет другую только в том случае, если между веществами формулы, которых изображены на них, может произойти химическое взаимодействие.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель подводит итоги урока, комментирует работу учащихся, выставляет оценки. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями об уроке. В условные "спичечные коробки" каждый ученик кладет окрашенную "спичку", в соответствии со своим настроением:

  • красная - на уроке было тревожно, чувствовал себя некомфортно,
  • синяя - урок понравился, настроение хорошее.

Творческие задания.

1. Знакомые "незнакомцы" - спички.

2. Содержание фосфора в костной ткани.

3. Круговорот фосфора в природе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. химия: Учеб. для 9кл. общеообразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 1999. С. 64 - 67

2. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:Экзамен, 2007. Т1. С. 355-368

3. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2004.

4. Кузьменко Н.Е. Неорганическая химия. Пособие для учащихся 8-9 классов. М.:Экзамен, 1998. С.59-67