Урок физики по теме "Сила трения". 7-й класс

Разделы: Физика


Практическая значимость:

Данный материал может быть использован на уроках физики в 7 классе.

Цели и задачи предлагаемого материала:

Сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащихся причин возникновения силы трения, обеспечить в ходе урока развитие у школьников умения различать виды трения. Увеличивать и уменьшать его, содействовать развития у учащихся самостоятельно делать выводы, строить гипотезу и подтверждать ее опытом, создать условия для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения.

Содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента, создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию творческого мышления.

Ожидаемые результаты:

Этот урок дает возможность углубить знания по предмету для каждого ученика для понимания процессов, происходящих вокруг нас.

СИЛА ТРЕНИЯ

Цель урока:

  • Усвоить понятие силы трения.
  • Развить творческую активность, используя любопытство, как стимул познавательной активности.
  • Выполнить элементы исследовательской работы с учетом уровня облученности учащихся.

Оборудование: динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. (Слайд №1)

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте начнем работать. По дороге сегодня я встретила почтальона, он попросил передать вам письмо от Деда Мороза. Я такая любопытная, мне так натерпелось узнать, о чем идет речь в этом письме. А вам? Вы разрешите мне его прочитать?

2. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА.

МОТИВАЦИЯ

Учитель (читает письмо). “Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете, Скоро Новый год, и мне предстоит доставить новогодние подарки всем, кто примерно себя вел в течении года. Но, к сожалению, сейчас я не могу выехать из своего дома. Во-первых, мой новый шелковый мешок постоянно развязывается, и я боюсь по дороге растерять все подарки. Во-вторых, мои сани не могут двигаться по земле без снега, декабрь нынче не очень снежный. Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду ваших ответов. Дед Мороз”. А знаете, мы можем помочь Деду Морозу! Мы дадим ему ответ, но при одном условии: если на сегодняшнем уроке раскроем одну очень важную тайну, имя которой вы найдете сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ (Слайд 2)

Учитель. Отгадаем кроссворд. 1. Единица силы. 2. Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 3. Сила, с которой тело в следствии притяжения к Земле действует на опору или подвес. 4. Прибор для измерения силы, 5. Физическая величина. Характеризующая действие тел друг на друга, 6, Мельчайшая частица вещества.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель. Итак, мы с вами узнали имя тайны – трение. Это явление сопровождает на буквально на каждом шагу, а поэтому стало привычным и незаметным . И характеризуется оно силой трения. О силе трения пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, запишем тему урока (Слайд 3): “Сила трения”. Скажите, а какие силы вам уже известны?

Учащиеся. Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Сила упругости. Вес тела.

Учитель. От чего зависит результат действия силы?

Учащиеся. От направления, числового значения и точки приложения.

Учитель. Результат силы трения тоже зависит оттого, к какому телу приложена эта сила, куда направлена и какое имеет числовое значение. Цель сегодняшнего урока будет состоять в том чтобы доказать это. (Слайд 4).

Учитель. Что произошло со скоростью автомобиля, дорогу которого перебежал кот?

Учащиеся. Она изменилась.

Учитель. В чем причина изменения скорости?

Учащиеся. На него действует сила.

Учитель. Как направлена эта сила?

Учащиеся. Против движения.

Учитель. Почему вы так считаете?

Учащиеся. Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.

Учитель. Сила, о которой идет речь называется силой трения. Она всегда направлена против движения рассматриваемого тела по поверхности другого… Давайте сформулируем определение силы трения и запишем его в тетрадь. (Слайд 5)

Сила возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга называется силой трения. (Слайд 6)

Учитель. Давайте выясним в чем же причина возникновения силы трения :

Шероховатость поверхностей. (Слайд 7)

При идеально гладких поверхностях возникает взаимное притяжение между частицами соприкасающихся тел. (Слайд 8)

Учитель. Проведем небольшой эксперимент в результате которого выясним какие виды силы трения бывают: (Слайды с силой трения покоя 9, 10, 11),

(Слайды с силой трения скольжения 12, 13, 14),

(Слайды с силой трения качения 15, 16, 17)

 

Учитель. А теперь давайте запишем какие виды силы трения мы узнали. (Слайд 18 с видами силы трения)

Учитель. Какая из сил трения наибольшая, а какая наименьшая? (Слайд 19 с выводом)

5. ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ

Учитель. А теперь ребята давайте разделимся на группы и проведем в каждой группе предложенные эксперименты по окончанию работы вам необходимо сделать вывод от чего же зависит сила трения. (Слайд 20)

Класс делится на группы по 4 человека.

1 группа – на столе деревянная линейка, трибометр, динамометр.

(Учащиеся устанавливают зависимость силы трения от площади поверхности.)

Учащиеся. Сила трения не зависит от площади поверхности.

2 группа – на столе сухая линейка и линейка покрытая слоем вазелина трибометр и трибометр с закрепленной наждачной бумагой, динамометр. (устанавливается зависимость силы трения от смазки.)

Учащиеся. При использовании смазки сила трения меньше.

3 группа – на столе линейка трибометр, грузы. (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.)

4 группа – на столе трибометр, линейка, линейка с наждачной бумагой, трибометр с наждачной бумагой, динамометр.(устанавливается зависимость от рода трущихся поверхностей.)

(Слайд 21 с выводом от чего зависит сила трения)

Учащиеся. Сила трения зависит от от рода трущихся поверхностей

Учитель. Ребята давайте посмотрим где же мы встречаемся в повседневной жизни с трения, и полезная эта сила или вредная.

(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27 с полезной и вредной силой трения)

 

Учитель. Ребята ну а в конце нашего урока давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали о силе трения? (Слайд 28) .

Ну а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу?

Учащиеся. Поменять мешок на более шероховатый, например плюшевый или ситцевый. Если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Так как сила трения качения меньше силы трения скольжения.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (Слайд 29)

Учитель. А теперь ребята давайте ответим на вопросы, которые я вам приготовила в стихотворной форме:

  1. Ну, друзья скажите мне, почему живую рыбу трудно удержать в руке?
  2. Ну, а кто ребята знает: для чего зимой дороги нам песочком посыпают?
  3. На коньках с песком Егорка кое-как залез на горку. Ну, а теперь разберись скатится Егорка вниз?

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (Слайд 30)

Ответьте письменно в тетради на вопрос: если бы исчезла сила трения что бы мы закричали “Ура” или “Караул”?

Литература:

  • Справочник школьника. Физика. – м.: Филологическое общество “Слово”, Перышки А.В. Физика-7 Изд.– М.: Дрофа, 2004.
  • Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2. Изд.дом Первое сентября – Физика№21 2007 г.

24.04.2012