Тренинговое занятие для педагогов дополнительного образования "Стресс-менеджмент для педагогов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: систематизировать знания педагогов о причинах возникновения стресса и способах преодоления стресса. Отработать практические приемы преодоления стресса.

Задачи:

  • Выявить знания педагогов о способах возникновения и преодоления стресса
  • Отработать практические приемы преодоления стресса.
  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
  • Способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Материал: музыка для релаксации, бейджики, тест "Как вы заботитесь о себе?" Памятка для педагогов "Антистрессовая программа поведения" (Приложение 1), мягкая игрушка, доска для записи, маркеры.

Тренинг.

Игра на знакомство "Имя - качество".

Ведущий предлагает участникам тренинга сделать себе бейджики. Написать тренинговое имя.

Все участники садятся в круг. Каждый участник должен назвать свое имя и качество характера на первую букву своего имени. Например: Наталья - находчивая.

Информационный блок "Стресс - что это такое"

Ведущий знакомит участников с содержанием встречи. Тема тренинга "Стресс и способы преодоления стресса". Что такое стресс - это реакция организма на любые воздействия превышающие средний уровень. Это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Стрессы - это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Упражнение "Аукцион" [5].

Цель: заинтересовать участников в обсуждении темы "Стресс", выявить их запросы.

Ход тренинга

Каждый участник по кругу называет по одной причине, которая может вызвать стресс.

Причины стресса:

  • перегрузка работой (недозагрузка работой)
  • конфликт ролей (начальник - подчиненный)
  • не определены роли (семейный конфликт мужа и жены)
  • низкая заработная плата
  • существенные организационные изменения (сокращение, увольнение, новая должность)
  • личностный фактор (свадьба, карьерный рост, увеличение дохода; развод, смерть).

Тест "Как вы заботитесь о себе?". [5]

Ведущий предлагает педагогам оценить свой уровень стрессоустойчивости (Приложение 2).

Упражнение "Вредные советы".

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция: Участники делятся на две команды и сообща готовят "советы" команде соперников на тему: "Преодоление стресса наоборот".

Анализ:

Какие из предложенных "советов" вы переживали в своей жизни?

Каковы были последствия?

Примеры "советов":

Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя - значит, голова все время работает.

Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда - только в землю.

Информационный блок "Способы преодоления стресса".

Ведущий рассказывает участникам какие способы преодоления стресса можно использовать, и записывает их маркером на магнитной доске. Самое главное, что позволяет человеку успешно преодолеть состояние стресса и его негативные последствия, - это активная позиция и отказ от "психологии жертвы". Каждый человек должен понять, что в первую очередь именно он сам, а не кто - либо другой отвечает за свое состояние, свои реакции на происходящие события, свое отношение к жизни. Мало понять причины стресса, важно выработать для себя стратегию действий, способных нейтрализовать негативное воздействие факторов, вызывающих стресс.

Не можешь изменить обстоятельства - измени свое отношение к ним.

Поэтому развивай установки, которые позволяют снизить стресс:

  • гордость за то, что я делаю хорошо (лучше других);
  • стремление найти повод, для того чтобы над чем-нибудь посмеяться, в том числе и над собой;
  • удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);
  • внимание, помощь и поддержка по отношению к людям, с которыми приходится выполнять общее дело, общую работу.

Готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, если вы понимаете, что определенные действия чреваты для вас нервным или физическим перенапряжением, остановитесь и ответьте себе на следующие вопросы:

А) стоит ли ради этого жертвовать собственным спокойствием и уверенностью в себе?

Б) улучшит ли это мои рабочие показатели?

В) улучшит ли это мои отношения с этим человеком?

Г) стоит ли это того потенциального вреда, который я могу нанести своему здоровью?

Д) будет ли это так важно месяц спустя?

Релаксация - мышечное расслабление.

Во время расслабления снижается потребление кислорода, становится реже частота дыхания, уменьшается кровяное давление, уменьшается мышечный зажим.

Во время релаксации лучше сделать так, чтобы вас никто не беспокоил. Займите удобное положение в кресле, или на диване, включите приятную музыку, закройте глаза и постарайтесь представить место, где вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Медитация.

Пассивное созерцательное состояние, когда человек не оценивает объект созерцания, не высказывает суждений относительно него, а как будто растворяется в нем.

Лучше это упражнение выполнять сидя в удобном кресле с высокой спинкой и подлокотниками.

Добейтесь, чтобы дыхание стало ровным и спокойным.

Тело расслаблено обмякает в кресле, с каждым выдохом оно все больше наполняется ленивой истомой, состоянием приятной пассивности.

Сознание становится созерцательным, посторонние мысли и звуки удаляются, становятся безразличными.

Медитация может выполняться в течение 5 - 20 минут.

Аутогенная тренировка.

Комплекс упражнений включающий дыхательную гимнастику, расслабление основных мышц тела и самовнушение.

Динамическая релаксация.

Чередование состояний напряжения и расслабления в основных мышцах. Цель динамической релаксации - "стереть зажимы", которые сопровождают стресс.

Здоровый образ жизни.

  • спорт;
  • водные процедуры;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • в конце недели отключайтесь от деловой жизни;
  • берегите свое вечернее время (на Западе считается неприличным решать рабочие вопросы во внерабочее время, вечером или в выходные дни);
  • вовремя ложитесь спать и вовремя вставайте.

Упражнение "Снежки".

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность "закидать снежками" команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше "снежков".

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают "перекидывать снежки".)

Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время в вашей жизни.

Анализ:

Какие ваши ощущения до и после упражнения?

Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

Упражнение "Мыльные пузыри".

Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.

Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: "Я себя плохо чувствую", - вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: "Я вздремну и буду чувствовать себя лучше".

На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа - позитивные.

Это будет выглядеть так:

Слева Справа
Я не могу это сделать Я это сделаю
Я не буду, это слишком сложно Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
Я не могу это сделать, когда: Я : чтобы сосредоточиться, когда:

Упражнение "Застенчивый булочник" [6]

Подробно упражнение представлено в Приложении 3. Здесь отображены основные моменты.

Цель: способствовать развитию каждого из участников и группы в целом (сплочение, повышение доверия друг к другу, развитие внутригрупповых отношений).

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает послушать сказку.

СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает: Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

- Хорошо, - ответил лесовик. - Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе три самоцвета, если ты назовешь мне три своих положительных качества.

Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

- Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать три своих положительных качества. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то тоже будет трудно назвать свои качества, назовите три дела, в которых вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцветы и подарил лесовику несколько сладких булочек.

Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о трех хороших событиях, которые совсем недавно случились в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

- А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о трех хороших событиях, которые были у вас совсем недавно - сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра: Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие - купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч: Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

- Выручай, - сказал он. - Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесовик попросил булочника назвать три события его жизни, но теперь те, которые позволяют ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему ими можно гордиться:.

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какие три события в вашей жизни позволяют вам гордиться собой и почему. Иногда это бывают приятные, но незначительные события, иногда трудные, но успешно преодолеваемые проблемы. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас:

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей, он просит булочника назвать три события из его будущей жизни, о которых он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

- Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите три положительных события, которых вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите каждое событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители - от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

- Это очень просто, - ответил лесовик. - Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы:

Сказка окончена.

Анализ упражнения.

Скажите, трудно ли было подобрать три своих положительных качества? Почему?

Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие? Если трудно, то почему?

Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться? Если трудно, то почему?

Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

Упражнение "Итоги тренинга"

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Что принес вам сегодняшний день?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Какие открытия вы сделали для себя?

Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Заполнение анкеты обратной связи

Нужен ли этот тренинг?

Как вы считаете, на каком этапе конкурса его лучше проводить?

Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе тренинга:"

Список литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.:Питер,2007г.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.,1999г.
  3. Леванова Е.А., Волошина А.Г. Игра в тренинге. - СПб.: Питер, 2008г.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,Владос,
  5. 1999г.
  6. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. - СПб.Речь,2007г.
  7. Газета "Школьный психолог", №12/2008г. Тренинговое упражнение "Застенчивый булочник".

Приложения.