Статья "Учет акцентуации характера при адаптации студентов к условиям колледжа"

Разделы: Школьная психологическая служба


Личность каждого человека неповторима и многогранна. Большое значение эти особенности приобретают в адаптационный период при получении профессионального образования. В процессе адаптации к новым условиям необходимо не только показать многогранность своего "Я", но и уметь управлять своим поведением и эмоциями, а также овладеть многими новыми предметами, которые составляют специфику профессии.

Становление личности педагога, компетентного, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед средне специальным образованием. В этом немалую роль играет, насколько эффективно студент-первокурсник приспособится к окружающей его среде.

Адаптация к образовательной и информационной среде в профессиональном учреждении проходит на более высоком уровне, от студента требуются специальные знания и навыки, приобретаемые в процессе профессионального образования; а также развитие творческих способностей, подготовка к педагогической и инновационной деятельности.

Психолог среднего специального образовательного учреждения должен содействовать студентам в решении их собственных проблем, активизации личностных ресурсов, резервных возможностей организма, при этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого студента.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида.

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. Именно на этапе адаптации особую роль приобретают личностные особенности, которые способствуют или же наоборот затормаживают процесс адаптации студента к новому учебному заведению.

Одна из таких особенностей - акцентуация характера студента. Само понятие "акцентуация" было введено немецким психиатром К. Леонгардом. Он определил акцентуацию характера как "крайний вариант его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" [3].

То обстоятельство, что акцентуации обусловлены, главным образом внутренними особенностями индивида, затрудняет педагогическое воздействие в плане устранения или коррекции акцентуации. А неблагоприятные внешние факторы способствуют проявлениям и закреплению акцентуации в поведении человека.

Когда речь заходит об акцентуированных личностях по большей мере уже никого не надо убеждать в том, что это "нормальные" люди, но со своими отличительными "слабыми местами". Акцентуированная личность имеет потенциал, как для социально-положительного, так и для социально-отрицательного развития и при чрезмерной выраженности акцентуированные черты могут являться помехой в развитии личности. Если психическая травма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, то обычно проявляется адекватная личностная реакция, не нарушающая надолго и существенно социальной адаптации.

Важным условием гармоничных отношений между педагогом и ребенком является искреннее желание помочь и принять его. Акцентуации делают студента уязвимым к определенным психотравмирующим воздействиям, а особенно к дисгармоничной социальной среде. Поэтому даже не значительное замечание для акцентуированной личности может стать травмирующим, если оно обращено к зоне наименьшего сопротивления. И педагог рискует не только попасть в неловкую ситуацию, но и просто потерять контакт с данным студентом. Что является минусом, как для процесса адаптации студента-первокурсника, так и для профессионализма педагога.

Возникает вопрос, какие же акцентуации наиболее "неудобные" для педагогов? Среди таких чаще всего называют гипертимов - подвижных, склонных к озорству, неусидчивых, общительных, трудно уживающихся в условиях жесткой дисциплины. Такие студенты чаще других отвлекаются во время занятий и к тому же умудряются отвлечь и нескольких своих одногруппников. Они любят задавать вопросы и вступать в дискуссии, но чаще всего не по теме занятия. Кроме того, нередко вступают в борьбу за лидерство с такими же гипертимами из числа своих одногруппников, что приводит к частым конфликтным ситуациям.

Возбудимый тип - студенты такого типа нерациональны и импульсивны в поведении, у них крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия. Убедить такого студента в неправильности его выбора и ли решения практически невозможно, особенно на повышенных тонах и яркими эмоциями, чем больше разубеждать их, тем больше они будут придерживаться своего мнения. Гораздо эффективнее спокойно привести аргументы и дать время на обдумывание.

Главная особенность застревающего типа - высокая устойчивость и длительность эмоциональной реакции. Длительность аффекта проявляется как в общении со взрослыми, так и со сверстниками. Особо остро студенты данного типа реагируют на "несправедливость", не стоит демонстративно ставить их на место, подчеркивая свой авторитет. Если возникает спорный момент, то необходимо выслушать точку зрения студента и вынести вопрос на решение группы.

У демонстративных студентов главными особенностями являются жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм. Педагогам следует быть осторожными в откровенных разоблачениях фантазий и выдумок, характерных для таких студентов, поскольку угроза раскрытия обмана часто невыносима для них.

Во взаимодействии с эмотивным студентом чрезвычайно важно быть эмоционально открытым, чувствительным и отзывчивым. Так как эмоциональная депривация может оказаться пусковым механизмом делинквентности [2].

Диагностическое обследование студентов первого курса набора 2011 года показал, что 79 % акцентуированные личности и лишь 21 % поступивших студентов не имеют выраженной акцентуации характера. Данное обследование позволило определить студентов, которых можно условно отнести к "группе риска".

Рассмотрим подробно результаты диагностики среди акцентуированных студентов. Первое место занимают студенты с экзальтированным типом акцентуации характера - 22 %, эмотивный тип - 16 %, третье место разделили циклотимический и застревающий тип - 12,5 %. Гипертимический тип - 12 %, тревожный тип - 9 % из числа респондентов, возбудимый тип - 7 %, демонстративный - 4 %, педантичный тип - 3 %, дистимический тип 2 %.

Диагностика показала, что среди акцентуированных студентов преобладающее большинство - экзальтированные личности, которые можно охарактеризовать следующим образом: аффективно-экзальтированные студенты реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью, одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных.

Крайне впечатлительны по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе.

В связи с тем, что в новом наборе преобладают экзальтированные акцентуированные личности для классных руководителей и педагогов составлены рекомендации по общению с данными студентами.

Для аффективно-экзальтированного типа важна эмпатия педагога по отношению к студенту, проще дать контролируемо выразить ту ли иную эмоцию, чем жить в ожидании взрыва "пороховой бочки". Это, по большей мере, творческие люди, поэтому им необходимо выплеснуть свои эмоции, а педагогу важно не только создать условия этого "выплеска" (конкурсы, доклады, выступления), но и помочь в эмоциональной подготовке к этому.

Таким образом, процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий. При приспособлении к особенностям условий обучения в колледже, немаловажную роль играют акцентуации характера, которые создают "почву" для возникновения нервно-психических заболеваний.

Успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки каждого человека.

Как известно, акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Поэтому особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Соответственно социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Следовательно, в процессе адаптации студента к учебному заведению необходимо учитывать наличие или отсутствие акцентуации характера, для того, чтобы качественно и своевременно оказывать психолого-педагогическую помощь, так как при чрезмерной выраженности эти черты могут являться помехой в развитии личности и становление студента как профессионала.

Литература

  1. Бирюкова М. В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения [Текст] / М.В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - 2008. - №12 (88). - С. 158 - 162
  2. Позина М. Б. Введение в профессию. Педагогика и психология: учебное пособие / М. Б. Позина / научн. Ред. И. Ф. Неволин. - М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2007. - 224 с.
  3. Федосенко Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 320 с.