Открытое занятие в логопедической подготовительной группе с ОНР. Тема: "Гости в дом – радость в нем"

Разделы: Логопедия


Приоритетным направлением работы нашего Детского сада №251 компенсирующего вида является коррекция речевых нарушений у детей.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. А поскольку всем детям приходиться учиться, то от качества речи дошкольника зависит и успешность его обучения, поэтому эффективность логопедической работы определяется умением подобрать для детей с речевой патологией необходимый речевой материал, на котором строятся занятия с дошкольниками. Произведения устного народного творчества: считалки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, потешки могут быть использованы с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития, для развития ориентации в окружающем мире и в социальных отношениях между людьми.

Национальный фольклор играет немаловажную роль в речевом развитии дошкольников. В татарском детском фольклоре заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития ребёнка, способствующих формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность. Зачатки чувств патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному. Такие занятия являются хорошим средством развития интонации, выразительности , обращают внимание детей на многообразие смысловых оттенков и развивают семантическую сторону речи.

Используя этот материал ,у нас есть возможность обратить внимание детей на значения ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенности голоса, правильного использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения.

В развитии семантической стороны речи приобретает особое значение использование учителем- логопедом и воспитателем сказок и загадок.

Сказка- это своеобразная художественная форма наиболее доступная детям. Через неё дети познают веками сложившиеся красивые традиции народов, их душу, глубокую почтительность и уважение к родителям, младшим и страшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему. Мы обращаем внимание детей на интересные и своеобразные концовки народных сказок, которые часто носят шутливый характер со смысловым смешением соотношений действительности.

Пословицы и поговорки же, это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимые богатства его языка. Фольклор по сути является более сложным речевым упражнением, так как требует от детей не только тонкого внимания к речевым оттенкам, но и решения при этом умственных задач (мышления, внимания, памяти, волевых усилий). Тем самым использование его в логопедической работе с детьми приобретает общеобразовательное значение (знание животного и растительного мира, явлений природы, человека и окружающих его предметов). Фольклор заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, понимать поэтические взгляды на действительность, что вызывает положительные эмоции, наблюдательность и умение выделять главное.

Включенные в занятия сказки, пословицы, поговорки, хороводы, потешки дают детям возможность свободнее и легче справиться с речевыми заданиями педагогов.

Цели и задачи.

Коррекционные:

  • Обогащать речевое, умственное и эмоциональное развитие детей, используя красоту татарского и русского языка.
  • Развивать речевую активность (используя пословицы, сказки, поговорки, хороводы, стихи).

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о национальных обычаях народов Татарстана.
  • Продолжать работу по знакомству историей родного края.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Развивать творческую фантазию и воображение.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма к своему краю.
  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям.

Предварительная работа:

Цикл бесед, посвящённых обычаям народов Татарстана, рассматривание альбомов Татарской кухни, заучивание и повторение пословиц, поговорок, игр, стихов.

Материал и оборудование: пиктограмма, полотенце с народным орнаментом, схема приготовления теста, мука, сахар, молоко, соль, яйца, вода, кухонные принадлежности.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в группу и здороваются с гостями на двух языках (русский, татарский).

Воспитатель.

Посмотрите ,ребята, внимательно, среди наших гостей есть необычный человечек? Кто же это?

Cюрпризный момент

(выходит мальчик Камыр- батыр)

Камыр- батыр.

Дети, вы догадались из какой я сказки?

Молодцы, правильно, я герой сказки и меня зовут Камыр- батыр.

Воспитатель.

У каждого народа есть свои сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки.

И сейчас мы с вами вместе вспомним пословицы и поговорки.

- Хлеб всему голова

- Хлеб - наше богатство

- Много снега - много хлеба

- Поработай до поту - будешь есть в охоту

- Кто не работает, тот не ест

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда

Воспитатель.

Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.

(обращаясь к Камыр - батыру): А что это за книга у тебя в руках?

Это сказки? Энциклопедия? Словарь или учебник?

Камыр-батыр.

Вы, будущие школьники, прочтите, что здесь написано.

Дети( читают): кулинарная книга.

Воспитатель.

Что это за название?

(ответы детей)

Воспитатель.

В этой книге рецепты блюд разных народов, населяющих наш Татарстан.

Давайте вспомним национальные праздники (Рождество, Ураза, Курбан- Байрам). На эти праздники каждый народ готовит национальную выпечку. Дети, давайте вспомним их названия и поиграем .

Игра "Передай рушник".

(воспитатель передаёт рушник, называя русскую выпечку - дети возвращают рушник, называя татарскую выпечку)

- Блины - чак-чак

- Каравай - губадия

- Ватрушка - кош теле

- Кулич - вак бэлеш

- Кекс - эчпочмак и т. д.

Воспитатель.

Татарский народ очень трудолюбив и гостеприимен, они с удовольствием ходят в гости ,и любят сами приглашать гостей. Мы то же для гостей будем готовить угощение. Давайте заглянем в кулинарную книгу (открывает и спрашивает): " А что же это за картинки?"

Дети.

Здесь показано, как готовить тесто.

Воспитатель.

Попробуем? Идите мыть руки. Надеваем фартуки, колпачки.

(процесс приготовления теста сопровождается объяснениями).

Воспитатель.

Из теста можно приготовить много разных блюд, а мы с вами будем готовить кош теле, кабартма.

(воспитатель вместе с детьми готовит фигурки из теста).

Воспитатель.

Теперь это нужно испечь, повара поставят это в духовку, а мы тем временем отдохнём.

Игра: "Волшебный платочек".

Дети идут по кругу ,держась за руки, ребёнок - ведущий за кругом с платочком в руках идёт в противоположную сторону со словами:

Платочек в руки я возьму,
и с ним по кругу я пойду.
Пройду разочек, пройду два,
Друзьям я загляну в глаза.
Все ребята хороши

Свой стишок нам расскажи (платочек на плечо ребёнку).

Дети рассказывают стихи.

(после игры вносится угощение).

Воспитатель.

Наша выпечка готова, все вы молодцы, как хорошо потрудились, какие воздушные, хрустящие, золотистые получились кош теле, румяные, аппетитные кабартма. А чтобы они были сладкими, мы их посыпим сахарной пудрой.

(Дети угощают гостей, желают приятного аппетита на двух государственных языках. Прощаются с гостями и угощаются сами.)

Литература.

  1. Р.К.Уразманова "Современные обряды татарского народа" ,Казань, 1984г.
  2. Н.Сергеева "Татарское декоративное и изобразительное искусство в системе образования.", Казань, 2004г.
  3. Н.Г.Кузьменко, Г.М.Шаякбирова "Путешествие по городу" Казань, 2004г.
  4. "Тысяча творческих работ педагогов и школьников к 1000-летию Казани", издательство Артиком 2005г.
  5. Ф.Г.Вагапова "Сказанием встаёт Казань" Казань, 2005г.
  6. М.С.Златоустова "Если бы я жил в древней Казани" Казань, 2005г.
  7. 7. "Татарская поэзия и фольклор в детском саду" Казань, 1982 г.
  8. 8. О.И.Крупенчук "Пособия по логопедии для детей и родителей" Санкт-Петербург
  9. 9. Т.В.Власовец "Преодоление общего недоразвития речи дошкольников" Москва, 2002 г.