Обобщение знаний о тексте. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: обобщить знания о тексте.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках; умение определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок, составлять текст;
  • развивать мышление, устную и письменную речь; умение выделять главное, обобщать; развивать орфографическую зоркость; развивать интерес к русскому языку;
  • воспитывать толерантность, патриотизм, умение выражать свои мысли и понимать других;

Оборудование: презентация, материалы для составления модели текста.

Ход урока

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. Сегодня мы продолжим тему, о которой мы с вами говорили на прошлых уроках. Посмотрите внимательно на экран. (слайд 2)

Воробьи.

Пришла весна! Солнце светит ярко, даже больно глазам. С крыш падает частая капель. На земле разлились огромные лужи.

А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи. Расселись по веткам, крылышки топорощат, наскакивают друг на друга, чирикают.

В городе воробей полезен. Летом он собирает с деревьев гусениц и кормит ими воробьят.

Что вы можете сказать? ( Это текст.) Почему? Объясните ваш ответ? (Потому что здесь несколько предложений, связанных с собой по смыслу)

Верно. Итак, тема нашего урока: текст. И нам с вами предстоит очень интересная работа. Сейчас мы создадим модель текста. Что такое модель? (слайд 3)

(Модель - это копия чего-либо. В широком смысле- любой образ, аналог, подобие: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта, какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его "заменителя")

(На доске висит чистый ватман, вырезанный под модель текста)

Итак, начинаем нашу работу. Вы сказали, что текст это несколько предложений. Посмотрите, это текст? (слайд 4) (Нет. Потому что предложения не связаны по смыслу).

А это? (слайд 5) Докажите свой ответ. (Текст. Здесь несколько предложений, связанных между собой по смыслу)

Как мы узнаем границы предложений, когда одно заканчивается и начинается другое? (Начало предложений пишется с большой буквы, а в конце предложений мы ставим точку, восклицательный знак или вопросительный знак). Как на схеме обозначается заглавная буква? (Учитель начинает составлять модель текста по мере поступления ответов детей).

Что еще можем сказать о тексте? Что бы добавили? (Заголовок) Что, значит, озаглавить текст? (Коротко выразить главную мысль или тему).

На какую тему этот текст? Какова главная мысль этого текста?

А какие бывают тексты? (слайд 6) Прочитайте текст, что можете про него сказать? На какой вопрос отвечает этот вид текста? (Тексты бывают различных видов: текст-сообщение, отвечает на вопрос - что произошло?; текст-описание, повествование, отвечает на вопрос- какой, какая; текст-рассуждение, отвечает на вопрос - почему.)

Молодцы! Что еще знаем о тексте? (Текст состоит из частей: начало, основная часть, концовка. Каждая часть начинается с красной строки. С красной строки пишут каждую новую часть текста, ту, в которой содержится новая мысль.)

Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, какую сложную и интересную работу вы выполнили. Составили модель текста. Приложение 1

И сейчас мы проверим, как вы умеете использовать свои знания. У каждого из вас в конверте есть набор предложений этот же набор и на экране. (слайд 7) Приложение 2

  • Коля сделал кораблик из бумаги
  • Наступает весна
  • Сколько интересного встретит кораблик на своем пути
  • Звонко журчат ручьи

Достаньте их. Посмотрите внимательно, что можете сказать? (Не хватает знаков препинания). Хорошо. А еще? Подумайте, можно ли этот набор назвать текстом? Почему? Докажите? (Нельзя. Предложения не связаны по смыслу).

Давайте попробуем составить текст, опираясь на нашу модель. Как вы его озаглавите? Почему? Сколько частей в данном тексте? Как правильно запишем части текста? (Каждую новую часть с красной строки). Почему? (Каждая часть содержит новую мысль). Нужно ли каждое предложение писать с красной строки. (Нет). Почему? (Каждый абзац содержит предложения связанные одной мыслью).

Вы сегодня молодцы, так хорошо работаете. Давайте немного отдохнем. (3 ученика проводят разминку со своими физкультурными минутками).

А сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит текст нашего красноярского писателя Бориса Петрова и задание, которое вы должны будете выполнить. (слайд 8)

Образуйте, пожалуйста, группы. ( Каждая группа получает текст со своими заданиями.) Первая группа будет искать в тексте опорные слова. Вторая группа определяет основную мысль текста и озаглавливает, а третья группа будет разбивать текст на части. Приложение 3. Приложение 4.

Поздней осенью на рассвете вся трава белая, словно - седая. На поляны лег нежный и тонкий первый иней. И слово тоже звучит нежно. Прислушайся: и-ней. Это еще не настоящий мороз.

Мороз - сердитый, резкий. Слышишь, какие звуки? Будто нос щиплет! А еще зимой бывает изморозь. Это тонкое искристое украшение на ветках. И морозные звуки стали мягче и тоньше. Слышишь? Когда мороз отпустит, деревья бывают увешаны мохнатой белой бахромой. Ее в Сибири называют куржак.

Иней - это тонкий пуховый платок, изморозь - серебряное кружево, а куржак - мохнатая морозная шаль.

Какой у нас язык - звукописный!

(по Борису Петрову. Морозный слова)

Поздней осенью на рассвете вся трава белая, словно - седая. На поляны лег нежный и тонкий первый иней. И слово тоже звучит нежно. Прислушайся: и-ней. Это еще не настоящий мороз.

Мороз - сердитый, резкий. Слышишь, какие звуки? Будто нос щиплет! А еще зимой бывает изморозь. Это тонкое искристое украшение на ветках. И морозный звуки стали мягче и тоньше. Слышишь? Когда мороз отпустит, деревья бывают увешаны мохнатой белой бахромой. Ее в Сибири называют куржак.

Иней - это тонкий пуховый платок, изморозь - серебряное кружево, а куржак - мохнатая морозная шаль.

Какой у нас язык - звукописный!

(по Борису Петрову. Морозный слова)

Ребята, давайте проверим вашу работу. Итак, первая группа. Какие интересные слова встречаются в тексте? (Мороз, куржак, иней, изморозь.) с чем они связаны? (С морозом). То есть это слова, какие? (Морозные). Как же вы озаглавили текст? (Морозные слова). Ребята, вы вышли на заголовок, который дал автор Борис Петров, вы думаете как автор. Почему он так назвал? Остальные ребята согласны? Может у кого-то есть другое название? Давайте запишем заголовок в тетрадь.

Хорошо. Молодцы. Вторая группа работала над основной мыслью. ( Какой у нас язык - звукописный!) Как образовалось это слово? (Звуками пишет. Мороз - рычит, куржак - пушистый, иней и изморозь - мягкий). Очень хорошо. Давайте запишем морозные слова и основную мысль. (Около доски с комментированием выписывает ученик, поставить ударение и выделить орфограммы. Остальные ребята в тетради). Ребята, а что еще вы можете сказать про эти слова по отношению к тексту? (Эти слова, опорные в тексте).

Молодцы. У третьей группы задание сложнее, у них текст не разбит на части. Итак, ребята, сколько вы выделили частей? О чем говорится в первой части? (Об инее). А во второй? (Об изморози). И в третьей? (В третьей части как бы итог, сравнивается на что похожи). Ну и в последней части? (Четвертая часть - это заключение). Давайте снова вернемся к нашим морозным словам, которые мы выписали. Эти опорные слова отражают каждую часть текста и помогают его восстановить, пересказать. Молодцы! (слайд 9)

Ну а сейчас, заканчивая наш урок, мы выполним тест. (слайд 10) Посмотрите внимательно. Возле каждого утверждения вы должны поставить знак плюс, если вы согласны и знак минус, если не согласны. Я читаю каждое предложение. Приложение 5.

1. Текст состоит из предложений  
2. К тексту нельзя придумать заглавие  
3. Все предложения в тексте имеют границы.  
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности  
5. В тексте всегда о чем-либо или о ком- то говорится  
6. Текст можно разделить на части  
7. Каждая часть текста записывается с красной строки  

Давайте проверим. (Проверяем каждое высказывание, доказывая свое мнение).

Давайте подведем итог нашему сегодняшнему уроку. Над какой темой мы сегодня с вами работали? Что было самое интересное? Что оказалось сложным?

Хорошо. Дома вы будете составлять текст о весне, опираясь на модель.

На этом наш урок закончен. Я хотела бы сказать вам спасибо. Вы сегодня молодцы! (слайд 11)