Бланковые методики в работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


На современном этапе создается новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда, необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги не могут обойтись без помощи психолога и логопеда.

Профилактика и преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников – одно из основных направлений работы учителя–логопеда на школьном логопункте. Привычные и традиционные виды учебной деятельности (чтение и разбор текстов, письмо под диктовку и пр.) не могут решить проблемы смешения или пропусков букв, а работа с картинками или игрушками кажется многим современным школьникам делом несерьезным. Компьютеризация процесса обучения, использование психологических приемов коррекции речевых нарушений – наиболее действенные варианты обновления и оживления коррекционной работы.

Многообразие форм дисграфии и дислексии, наличие стойких специфических нарушений письменной речи у школьников требует заданий, позволяющих развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мнестическую, мыслительную. При этом задания должны быть небольшими по объему, занимательными по содержанию, выполнимыми детьми с отставанием в развитии речи, вербального интеллекта, высших психических функций. Этому в полной мере соответствуют бланковые методы. Бланки помогают решать разнообразные задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, развитие мыслительных операций, формирование произвольности внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.

Наличие одноразовых бланков под конкретные образовательные цели позволяет: исследовать и закрепить навыки каждого конкретного ученика; быстро получить обратную связь, т.е. определить степень усвоения изучаемого материала; проследить динамику продвижения каждого ученика и группы в целом; уточнить характер сопутствующих нарушений; проводить мониторинговые исследования.

Использование бланковых методик учителем-логопедом экономит время на уроках, позволяет разнообразить работу участников образовательного процесса, а специалистам эффективнее проводить диагностическую и коррекционную работу.

Наиболее полезна работа на бланках для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, проблемами латерализации, т.к. письменная нагрузка, в этом случае, дозирована и ориентирована в пространстве. Необходимость аккуратно вписывать нужные символы на строчку нормализует и упорядочивает ориентировочную деятельность и самоконтроль учащихся.

Бланковые методики в диагностической деятельности.

1. Диагностика произвольности психических процессов.

Для выявления устойчивости зрительного внимания и восприятия целесообразно применение модификаций теста Бурдона «Корректурная проба». В зависимости от возраста испытуемого используются разные символы (цифры, буквы, картинки, геометрические фигуры) и задается инструкция. Варианты бланков могут быть разными, в зависимости от возраста учащихся и уровня обученности. В этом задании можно посмотреть уровень распределения внимания и восприятия детьми на слух многоступенчатой инструкции. В более сложных вариантах выявляется уровень устойчивости и распределения внимания, а также для проверки динамики работоспособности.

Для выявления уровня развития произвольности внимания, восприятия, памяти, а также состояния графомоторных навыков используются модификации теста Пьерона–Рузера. Испытуемому предлагается заполнить или дорисовать внутри фигур определенные символы. Первая строка служит образцом для заполнения. Количество и сложность знаков должны соответствовать возрасту.

Методика изучения уровня внимания и самоконтроля по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабылицкой. Авторами предлагается текст, который содержит разноплановые ошибки: пропуск, замена, вставка, перестановка букв, слов, а также смысловые несоответствия. Данная методика предназначена для обследования учеников 3-5 классов. С ее помощью можно выявить не только уровень развития произвольного внимания, восприятия, но и уровень развития речи учащихся. При анализе учитывается: сколько ошибок исправлено, сколько пропущено, сколько времени заняло исправление ошибок, а также особенности поведения учащегося во время выполнения задания.

Методика Мюнстерберга «Оценка избирательности внимания» - классический вариант методики содержит 525 букв и 25 слов и предназначен для детей и подростков. В строках спрятаны слова, которые нужно найти и подчеркнуть. Используется как в диагностических целей, так и в коррекционной работе для развития произвольности, навыков чтения, читательской зоркости, уточнения и активизации словаря школьников можно применять модификации этого теста.

Диагностика уровня развития произвольности внимания и восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, звукобуквенного анализа и синтеза осуществляется с помощью бланков заданий, предложенных М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. Задание заключается в том, что нужно выбрать и подчеркнуть в строке те слоги и слова, которые написаны слева, в начале строки. Подбор слогов и коротких слов не случаен, т.к. ряд состоит из сходных по начертанию букв.

2. Исследование операций анализа и синтеза осуществляется с помощью различных бланковых заданий: найти общую букву в словах каждой строки; составить слово из букв; найти и выписать общий слог из слов; соединить линией слова, состоящие из одного набора букв. Для учащихся 3-4х классов задания усложняются: зашифровать слова с помощью шифра; прочитать слова справа налево и записать их в обычном порядке.

3. Исследование активного и пассивного словаря осуществляется с помощью различных бланков для детей различного возраста и уровня обученности. Исследуются временные представления, а также операции обобщения и исключения. Результаты заполнения бланков указывают на характер трудностей в обучении: ограниченный словарь, неточное употребление слов, слабость мыслительных операций, трудности восприятия инструкций, проблемы самоконтроля и пр.

4. Для исследования грамматического строя используются бланки с заданиями следующего образца: вставить нужные предлоги и окончания, дописать предложения, вставить подходящие по смыслу слова, найти подходящее продолжение для каждого предложения. Оценивая результат заполнения бланка, обращается внимание на смысловое соответствие, грамотность написания, законченность предложения, точность употребления слов, понимание смысла задания.

Применение бланковых заданий в коррекционной работе.

Использование на логопедических занятиях бланков способствует развитию произвольного внимания, восприятия, операций анализа и синтеза, обобщения, классификации, вербального и невербального интеллекта. Однако необходимо соблюдать правила применения бланков:

  • неоднократно проговаривать, желательно по частям, инструкцию для выполнения;
  • использовать минимальное количество заданий (1-2);
  • соблюдать оптимальный размер символов;
  • корректно оценивать, критиковать детские работы;
  • подписывать бланки первоклассников должен взрослый;
  • заранее определять, каким цветом, ручкой (карандашом, фломастером) будет заполнен бланк. Желательно выдать детям не только одинаковые, заранее подготовленные бланки, но и одинаковые «орудия труда».

Учитывая особенности категории детей с нарушением устной и письменной речи необходимо проводить целенаправленные мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.

1. Развитие психологической базы письменной речи.

Бланковые задания по развитию психологической базы письменной речи могут быть самыми разнообразными.

Задание «Включение в ряд» - детям предлагается заполнить бланк с пропущенными в ряду символами, т.е. вписать в нужное место недостающий элемент (цифру, фигуру, букву, изображение). Затем задание усложняется, что способствует развитию и коррекции операций анализа, синтеза, обобщения, исключения, навыков мыслительного видения целого: догадайся и запиши буквы, которые можно составить из предложенных элементов; вставь пропущенные буквы. Со второго полугодия для первоклассников можно применять бланки на дифференциацию букв и цифр, гласных – согласных, твердых – мягких; прямых и обратных слогов. Кроме того, используются задания, в которых нужно составить слова из предложенных букв и слогов.

Для учащихся 2-3 классов аналогичные задания меняются количественно и качественно. Меняется и организационная часть работа с бланками. Логопедические задания на бланках должны соответствовать следующим требованиям:

  • удобство в использовании при групповой работе с учащимися;
  • многофункциональность заданий, т.е. решение нескольких коррекционных задач;
  • незначительный объем заданий, время выполнения которых требует не более 5-7 минут от занятия;
  • быстрота обработки результатов;
  • возможность сравнительного анализа.

2. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов начинается с вариантов кодирования и декодирования, предлагая разнообразные шифры, символические изображения букв. Задания можно варьировать по сложности и объему в зависимости от состава группы детей.

3. Для работы по пополнению и уточнению словарного запаса возможно использование модификации методики Мюнстерберга, т.е. ребенок должен найти и подчеркнуть слова по определенной лексической теме. Кроме того, различные задания, позволяющие расширить словарный запас детей (Например: переставить буквы, слоги так, чтобы получились слова по определенной лексической теме)

4. Бланковые задания разделу «Словообразование» позволяют решить несколько задач: повторить словарь по некоторым лексическим темам, закрепить навыки образования и написания сложных слов.

5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

6. Работа с синонимами, омонимами, антонимами русского языка – это важное направление любой речевой работы и она очень объемная и многогранная.

7. Составление словосочетаний и предложений (например: вставить в предложения числительные, записать местоимения в нужной форме).

8. Восстановление деформированного текста.

Материал для составления бланков специалист может подбирать самостоятельно.

Бланковые методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений письменной речи, вербального интеллекта школьников, а также неспецифических нарушений письма и чтения, связанных с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции учебной деятельности учащихся начальных классов.

Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. При соответствующей и планомерной работе по развитию вербального интеллекта с помощью заданий на бланках ускоряется формирование понятий, упрочиваются связи между мышлением и речью. В дальнейшем умение и привычка работать с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях, успешнее справляться с интеллектуальными заданиями, предлагаемыми на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и экзаменах.