Исследовательская деятельность учащихся

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю.

(Китайская пословица)

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта.

Современное обучение предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Еще М.А.Данилов, главным результатом образования называл не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Отсюда - основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии в контексте современной школы:

  • процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;
  • приближённость учебной деятельности к научному познанию;
  • столкновение учащихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у учащихся потребность преодолеть это противоречие;
  • постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;
  • применение в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем; выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения;
  • основная позиция ученика в учебном процессе - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);
  • основная позиция учителя - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Научными основаниями определения сущности обучения в современной школе выступают классические и современные педагогические и психологические подходы - развивающий, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный.

Предлагаемые меры по организации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих обучение - проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.
Учитель современной школы должен обеспечивать:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Я рассмотрю этот метод на примере предметной области физика, который способен аккумулировать в себе различные дисциплины.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:

  • мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);
  • мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);
  • мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);
  • мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

Наблюдения показали, что очень часто в ученике можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации. Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.

Научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность школьников, как показывает эксперимент, не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд, следующее:

  • готовность ученика к этому виду работы;
  • желание и готовность учителя руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью ученика.

Замечено, что исследование как способ освоения действительности, оставаясь связанным с наукой в общественном понимании, не может уже считаться основным видом деятельности ученых. И связано это, прежде всего, с четкой практико-ориентированностью современного научного поиска, преобладанию проективной деятельности. «…в современном научном исследовании ядерной деятельностью является организация, руководство и управление, а отнюдь не познание как таковое»[4].Однако применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.

Таким образом, можно рассматривать исследования в образовательном процессе и как давно известный способ освоения действительности, и как средство организации образовательной деятельности.

Само слово «исследование» отражает суть деятельности исследователя: по «следам», косвенным признакам, собранным фактам, восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Такая деятельность востребует и развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.

Любопытно определение Энгельгардта В.А.: «Естествоиспытатель – это человек, который испытывает естество, пытает природу, пытаясь вырвать у нее самые сокровенные тайны» [5] «Человек познающий» - разве это не цель достойная работы педагогов? Но чтобы он таковым стал, необходимо создать условия для развития навыков научного познания, условия, для формирования, если угодно, «исследовательской компетенции».

Что же такое исследовательская деятельность школьника? Какие этапы она включает в себя?

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановку проблемы,
  • ознакомление с литературой по данной проблематике,
  • овладение методикой исследования,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • выводы.

Такое определение дает один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик, д.п.н. Леонтович А.В.

Я же считаю, что исследовательская деятельность школьников должна включать в себя также этапы защиты исследовательской работы и рефлексивного осмысления собственного приращения, полученного в ходе выполнения исследования. Без этих этапов, крайне важных, на мой взгляд, исследовательская деятельность, не может считаться завершенной.

Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
  • профессиональному самоопределению детей;
  • получению предпрофессиональной подготовки;
  • содержательной организации свободного времени детей;
  • формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности. [3]

Исследовательская деятельность учащихся становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования.Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих
двух типов:

  • ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала;
  • направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.

В нашей школе осуществляется расширенное обучение детей по отдельным областям знания, организуются факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам.

Научное физическое общество (НФО) существует в нашей школе пять лет. Оно объединяет учеников 7 - 11 классов, интересующихся физикой, склонных к исследовательской работе и имеющих нестандартное мышление. Члены научного физического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность — мотив — цель — действие — рефлексия (самоанализ собственной деятельности).

Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме, вместе с учащимися подбирает литературу, проводит консультации, учит детей владению методикой эксперимента.

При организации деятельности учащихся в научном обществе учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» закономерности, вызывающее положительные эмоции. В начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы в течение года. Затем учащиеся появившуюся гипотезу воплощают в проект, занимается решением проблемы, поставленной перед ними, воплощают проведенные исследования в законченную работу. Вся работа проводится по следующей схеме:

Накопление фактов

 →

Выдвижение гипотез

Проверка истинности доказательства

Построение теории

Выход в практику

Схема условна, но может иметь непосредственное реальное воплощение в процессе деятельности учащихся. В соответствии с ней деятельность школьников по изучению теории может быть организована так:

«Самостоятельное» открытие закономерности

 →

Выдвижение гипотезы

 →

Поиск средств для подтверждения ее истинности и для опровержения

 →

Доказательство

Таким образом, дети, выбирая «узкую» тему, проводят глубокое исследование ее и в конце учебного года защищают полученные результаты на общешкольной научной конференции. При этом выбор тем исследования происходят по желанию учащихся, но при условии практической значимости, наличии литературы, возможности многопланового исследования темы.

Оценка образовательной творческой деятельности учащегося производится по 10-балльной шкале по каждому из следующих критериев:

  • Качество работы
  • Оригинальность темы и проблемы.
  • Степень творчества. Самобытность. Отражение собственной позиции автора.
  • Содержательность работы. Глубина раскрытия проблемы.
  • Трудоёмкость. Объем выполненной работы.
  • Практическая польза работы
  • Содержательность и глубина рефлексии:
  • Анализ положительных и отрицательных сторон собственной деятельности на конференции.
  • Наличие и обоснованность гипотез относительно будущей исследовательской и проектной деятельности.
  • Продуктивность участия в работе форума:
  • Активность.
  • Содержательность выступлений.

Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов ученик видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Д.С. Лихачев).

Итогом этой работы является научно-практическая конференция, которая служит площадкой для защиты собственных проектов. Выступления докладчиков сопровождается показом видеозаписей, слайдов, музыкальным сопровождением и др. Жюри - учителя, ученики, родители - оценивают логику изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, ораторское искусство, умение заинтересовать аудиторию.

По итогам защиты проектов лучшие работы выдвигаются на другие конференции, проводимые в районе, округе, области. Так за последние годы мои ученики принимали участие в научно-практических конференциях различного уровня и Фестивале исследовательких творческих работ учащихся «Портфолио» на которой их проекты, доклады, сообщения получили высокую оценку организаторов конференции. В прошлом году мой ученик стал призером конкурса «Ученический проект» с научно-исследовательской работой «Факторы, влияющие на рост кристаллов» (Приложение 1).

Проектно-исследовательская деятельность учеников развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника школы. Навыки, полученные в работе над ним, помогают по мнению выпускников и преподавателей ВУЗов, в которые поступают мои ученики, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В результате творческой деятельности у учащихся появляется интерес к физике.

Литература

  1. Как организовать творческую работу ученика по учебному предмету. Материалы дистанционного курса. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В., Доманский Е.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2007. - 390 Кб
  2. III Всероссийская дистанционная ученическая конференция : Материалы Всерос. дист. ученич. конф., 22-29 апреля 2008 г ., г. Москва [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Под ред. А.В.Хуторского.— М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2008.
  3. Материалы Интернет-портала «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
  4. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. – С. 479
  5. Пастухова И. Инструмент социального взросления // Лицейское и гимназическое образование, №3, 2001.
  6. Туктаева Л.И. Дорога открытий // Сборник статей, серия инструктивно-методическое обеспечение содержания образования МКО. - М., 2001.