Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Формирование умений анализировать.
  • Развитие навыков работы в группе. Систематизация и контроль качества знаний обучающихся.

Оборудование: карточки с вопросами, жетоны.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: игра “Счастливый случай”.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Первый гейм – разминка, типа игры “Что? Где? Когда”?
  3. Второй гейм – вопрос – ответ.
  4. Третий гейм – дальше, дальше, дальше.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

Начинается занятие со вступительного слова учителя. Урок – игра “Счастливый случай”. Класс делится на четыре команды. Урок проходит в три гейма.

Первый гейм – разминка, типа игры “Что? Где? Когда”? С помощью жеребьевки команда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда ответила неправильно, то отвечает другая команда, которая раньше поднимет руку. В первом гейме каждая команда должна ответить на шесть вопросов, за правильный ответ команда получает жетон.

Второй гейм. Вопрос– ответ.

Готовится столько вопросов, сколько учащихся в классе, так как вопрос задается каждому индивидуально, Обсуждение не разрешается. При неправильном ответе может ответить представитель этой же команды. За правильный ответ команда получает жетон.

Третий гейм. Дальше, дальше, дальше.

За 1,5 минуты команда должна ответить на двенадцать вопросов без обсуждения. При затруднении или неправильном ответе на вопрос отвечает другая команда. За правильный ответ команда получает жетон. По окончании игры подводятся итоги, подсчитывается количество жетонов и выставляются оценки.

Первый гейм.

В первом гейме предлагается шесть групп вопросов.

Первая группа – Вавилон.

Вторая группа – Финикия.

Третья группа – Ассирийская держава.

Четвертая группа – Персидская держава.

Пятая группа – Библейские сказания.

Шестая группа – Индия и Китай.

Первая группа вопросов – Вавилон.

  1. Что было изображено на столбе из твердого черного камня, который нашли археологи более 100 лет назад?
  2. Почему за кражу веще, скотины и раба в Вавилоне наказывали одинаково?
  3. Почему царь Хаммурапи был заинтересован в сохранении плотин и ограждает земледельцев от разорения?
  4. Как угрожал Хаммурапи будущим правителям, которые посмеют изменить законы?
  5. Как проводили суд в Вавилоне, если не было свидетелей преступления?
  6. Как наказывали раба, который оскорбил свободного человека?
  7. Чем отличается положение человека, отрабатывающего долг, от положения раба?
  8. О чем заботился Хаммурапи в своих законах?

Вторя группа вопросов – Финикия.

  1. В каких странах побывали финикийские мореплаватели?
  2. Как финикийцы похитили женщин?
  3. Почему финикийцам не удалось создать мощной военной державы?
  4. Какие заморские города – колонии были основаны финикийскими мореходами?
  5. Почему современные ученые считают, что рассказ Геродота о плавании финикийцев вокруг Африки не сказка, а правда?
  6. Как добывали пурпурную краску в Финикии?
  7. Какое стекло изобрели в Финикии?
  8. Какое занятие финикийцев способствовало основанию колоний?

Третья группа вопросов – Ассирийская держава.

  1. Как случилось, что Ашшурбанапал был самым грамотным из всех ассирийских царей?
  2. Назовите книги, которые были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала?
  3. С какими странами воевала Ассирия?
  4. Какой ассирийский город называли “логовищем львов” и “городом крови”?
  5. Что изображали художники и скульпторы в ассирийских дворцах?
  6. Чем были покрыты стены комнат ассирийского дворца?
  7. Чем была богата ассирийская территория?
  8. Какие военные новшества применяли ассирийцы?

Четвертая группа вопросов – Персидская держава.

  1. Как Кир убедил персов воевать с мидийцами?
  2. В какой стране начали чеканить первую в мире монету?
  3. Когда начали чеканить первую в мире монету?
  4. Чему обучали персы мальчиков в возрасте от 5 до 20 лет?
  5. Какую хитрость применили персы во время захвата Вавилона?
  6. Как называли тайных осведомителей персидского царя?
  7. Какие кары назначались в Персидской державе за преступления?
  8. Как было организовано управление Персидской державой при Дарии I?

Пятая группа вопросов – Библейские сказания.

  1. Чем прославился Иосиф?
  2. О чем говорится в мифе о первых людях?
  3. Назвать самые главные заповеди евреев?
  4. О чем говорится в мифе о Вавилонском столпотворении?
  5. Откуда происходит выражение “труба иерихонская”?
  6. С какими странами и народами поддерживал отношения царь Соломон?
  7. Над кем одержал победу Давид во время сражения?
  8. Какой царь в Израильском царстве славился мудростью и богатством?

Шестая группа вопросов – Индия и Китай.

  1. Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.
  2. В каком году произошло объединение Китая?
  3. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы?
  4. Где изобрели шахматы?
  5. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?
  6. Где изобрели бумагу?
  7. На чем писали в Древнем Китае?
  8. Древняя страна, в которой были изобретены бумага, компас, шелковые ткани.

Второй гейм.

Вопросы для первой команды.

  1. Самые широкие и полноводные реки Индии.
  2. Назвать древнегреческого историка, который описывал жизнь древних народов Западной Азии.
  3. Кто был первым царем Древней Индии?
  4. Как называлось письмо в Древнем Китае?
  5. Как звали родоначальника евреев?
  6. Показать на карте Египет.

Вопросы для второй команды.

  1. Реки Междуречья.
  2. Богиня плодородия и любви в Междуречье.
  3. Как называли в Древней Индии густые растительные заросли?
  4. Какой материал использовали для письма в Древнем Китае?
  5. Как звали одного из последних ассирийских царей?
  6. Показать на карте Вавилон.

Вопросы для третьей команды.

  1. Назвать крупнейшие города Финикии.
  2. Укажите особенность религиозных верований индийцев.
  3. Какое животное индийцы называли “божественной кормилицей, матерью”.
  4. Как звали первого правителя единого Китая?
  5. Как звали первого правителя Израильского царства?
  6. Показать на карте Индию.

Вопросы для четвертой команды.

  1. Какая река протекает в Палестине?
  2. Как звали первых людей в мифе о первых людях?
  3. Почему Междуречье называют Двуречьем?
  4. Как звали самого могущественного правителя Персии?
  5. Как звали самого могущественного царя Вавилона?
  6. Показать на карте Ассирию.

Третий гейм.

Вопросы для первой команды.

  1. В Древней Индии те, кто заботился и своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять …
  2. Бог солнца в Междуречье.
  3. Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ.
  4. Денежный сбор в пользу государства.
  5. Почему из всех людей Бог избрал для спасения только Ноя?
  6. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.
  7. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями.
  8. За кражу царского имущества по законам Хаммурапи человека
    А) изгоняли из страны;
    Б) заключали в тюрьму;
    В) убивали;
  9. Оружие, с помощью которого был убит Голиаф?
  10. Какая страна впервые стала широко использовать конницу?
  11. Дать определение слову держава.
  12. В чем была сила Самсона?

Вопросы для второй команды.

  1. Столица Персии.
  2. С каким богом связывали происхождение каст в Древней Индии?
  3. Род войск, который впервые стали использовать именно ассирийцы?
  4. Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа.
  5. Кто основал в Древней Индии учение, согласно которому личные достоинства человека ставятся выше его происхождения.
  6. Реки, протекающие в Китае.
  7. Фантастическое сказание о богах и героях.
  8. За кражу раба по законам Хаммурапи человека
    А) заключали в тюрьму;
    Б) наказывали штрафом;
    В) убивали;
  9. В какой стране впервые стали производить сахар?
  10. Слово, которым мы называем правителей древних государств: Вавилонского, Ассирийского, Персидского.
  11. Кто такой сатрап в Персии?
  12. Кто спас Моисея в детстве от смерти?

Вопросы для третьей команды.

  1. Столица Ассирии.
  2. Как звали бога древних евреев?
  3. Что такое клинопись?
  4. Филистимлянская красавица, предавшая своего возлюбленного – израильтянина.
  5. Металл, открытый людьми в начале I тыс. до нашей эры.
  6. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.
  7. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?
  8. За неуплату долга по законам Хаммурапи человек
    А) наказывался плетью;
    Б) отдавал в рабство детей;
    В) подвергался смертной казни;
  9. Годы правления Хаммурапи.
  10. Что означает око за око, зуб за зуб.
  11. Дать определение слову сатрапия.
  12. Основные занятия ассирийцев.

Вопросы для четвертой команды.

  1. Столица евреев при Давиде и Соломоне.
  2. Что такое Библия?
  3. Филистимлянский богатырь, с которым вышел сразиться юный израильский пастух.
  4. Последний царь Лидии, славившийся своим богатством.
  5. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.
  6. Кто учил в Древней Индии, что главное личное достоинство человека, а не его происхождение.
  7. Кто такие ростовщики?
  8. За убийство чужого раба убийцу по законам Хаммурапи
    А) изгоняли из страны;
    Б) заставляли отдать раба;
    В) убивали;
  9. Сколько областей было в Персии?
  10. Откуда произошли все алфавиты в мире?
  11. Древняя часть Библии.
  12. Что использовали ассирийцы при осаде, если город имел мощные крепостные стены?