Урок развития речи для детей с умеренной умственной отсталостью. 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Тема: “Март – весенний месяц”.

Цель: формирование связного устного высказывания с использованием приставочных глаголов

Задачи:

  • формировать умения точно употреблять слова в речи на основе наблюдений за изменениями в природе;
  • корректировать внимание, общую моторику детей;
  • развивать речь, эстетические и эмоциональные качества личности учащихся;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: картина И.И. Левитана “Март”, карточки для проведения лексической игры, карточки для работы в парах по составлению текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Упражнение по развитию внимания:

– Повторите цепочку движений и слогов.

Учитель поднимает, разводит в стороны, вытягивает вперед, опускает руки, сопровождая свои действия произнесением слогов: ка – са – ма – на – та. Ученики должны повторить в точности действия и слоговую цепочку.

II. Введение в тему.

1. Беседа. (Показ картины И.И. Левитана “Март”)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

– О каком времени года стихотворение Федора Ивановича Тютчева?

– Какие весенние месяцы вы знаете?

– Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Какое время года изобразил художник на картине?

– Как вы это определили?
– Опиши цвет неба.
– Каким снег стал с приходом весны?
– Много ли снега еще лежит на дворе?
– Где снег сильнее растаял?
– Какой стала дорога?
– Как, по-вашему, какой весенний месяц изобразил художник? Докажите.

2. Лексические упражнения (Приложение 1):

– Составьте предложения из слов снег – тает с разным значением в зависимости его изменения весной (снег тает, снег оттаял, снег растаял).

(Если дети затрудняются выполнить это задание можно показывать карточки с глаголами, дети, прочитав слово, подставляют глаголы к слову снег и объясняют, что глагол значит).

3. Отгадайте загадки:

  • Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной.)

  • Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

  • Первым вылез из земли
  • На проталинке.
  • Он мороза не боится,
  • Хоть и маленький. (Подснежник.)

4. Физминутка.

Если солнышко печет, – (дети поднимают руки вверх)

Тает снег, – (руками показывают капель с крыш)

Ручей течет, – (показывают кистями рук движение волны ручья)

И грачи на горе – (руки в сторону, имитируют взмахи крыльев)

Значит март на дворе! – (легко подпрыгивают, показывая радость)

III. Изучение нового материала.

1. Беседа на основе ранее приобретенных знаний.

– Что происходит с природой весной?

– Почему у людей улучшается весной настроение?

– Вспомните, почему весной природа оживает?

– Какие признаки говорят нам, что пришла весна?

2. Рассказ учителя.

– Март – первый весенний месяц, его называют “утром весны”. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо становится синим. Сугробы оседают, снег становится рыхлым, слышится капель.

Первый месяц весны – переменчивый. В марте бывают последние зимние метели, холодные ночи.

Пробуждаются звери и птицы. В конце марта прилетают грачи – вестники весны.

Потекли веселые бурные ручьи. Они протекали между не растаявшим снегом. Ребята очень любили пускать бумажные кораблики. Вот такие!

(Демонстрация бумажного кораблика)

Однажды …

– А вот что было однажды, вы мне расскажите сами, составив из слов рассказ.

IV. Закрепление.

1. Составление повествовательного рассказа с использованием приставочных глаголов.

Работа в парах (Приложение 2).

Раздаются каждой паре карточки со словами. Дети составляют рассказ, помещая карточки на столе в нужном порядке. У каждой пары получается свой составленный рассказ о весне. Рассказы заслушиваются.

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем, – (встают рядом с партами, вздыхают)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали – (шагают на месте, вертят головами)
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели – (задирают головы вверх, закрывают ладонями глаза)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети – (приседают)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали – (встают, тянут руки вверх, стоят на носочках)
Дружно хлопаем, – (негромко хлопают в ладоши)
Ногами топаем! – (тихо топают)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали – (тихо садятся за парты)

2. Беседа о весенних забавах детей.

– Нравится ли вам весна?

– В какие игры вы любите играть весной?

– Можно ли весной ходить на реку и пускать кораблики по воде? Почему?

– Как нужно одеваться, когда весной вы идете играть на улицу?

3. Разгадывание ребусов. (Приложение 3)

Физминутка.

Дует теплый южный ветер, – (держат ладони рук перед лицом и легко машут ими, как будто стало жарко)

Солнышко все ярче светит, – (поднимают руки вверх, задирают головы)

Снег худеет, мякнет, тает, – (прижимают опущенные руки к телу, сгибают колени, приседают)

Грач горластый прилетает. – (быстро встают, машут руками)

4. Пересказ рассказа по картинному плану. (Приложение 4)

– Зимой зайчик слепил из снега снеговика. Вместо глаз – угольки, вместо носа – морковка. Руки сделал из веточек.

Хороший снеговик получился. Каждый день зайчик прибегал к снеговику.

Наступила весна. Стал снеговик таять.

Очень расстроился зайчик, и не заметил, как съел нос снеговика. Поел, и настроение у него стало хорошее. Ведь весна наступила!

– А сейчас по картинкам перескажите рассказ.

Заслушиваются несколько учеников. Учитель одобряет детей, помогает точно пересказывать. Другие ученики могут добавлять или поправлять пересказ.

V. Итог урока.

– О чем мы сегодня говорили на уроке?

– Что о весне вы узнали сегодня на уроке?

– Кто может рассказать о том, как правильно вести себя в лесу весной?

Домашнее задание: выучить стихотворение “Весной” по картинкам. (Приложение 5)

VI. Рефлексия.

– Понравился ли вам наш урок?

– Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Выставление оценок.