Обобщающий урок географии по теме "Поволжье, Урал и Северный Кавказ". 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: обобщающий урок


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель урока:

  • закрепить знания об экономических районах;
  • определить общие черты и черты различия экономических районов;
  • повторить термины и понятия, закрепить  знания номенклатуры по районам;
  • проверить уровень усвоения знаний по изученным районам; умение выделять главное.

 Задачи урока:

  • Образовательные:
    • определить уровень знания основных понятий, терминов, определений;
    • обобщить материал как систему знаний об экономических районах.
  • Развивающие:
    • определить степень пространственного мышления; уровень умения выполнять практические задания по плану характеристики экономического района;
    • определить уровень понимания значения экономических районов для жизни и деятельности человека;
    • развивать коммуникативные навыки, ориентироваться в пространстве.
  • Воспитательные:
    • помочь учащимся осознать значимость географической культуры, эстетического восприятия природных явлений, культуру общения;
    • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности,  дисциплинированности, усидчивости;
    • воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, настенные тематические карты.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России.
  2. В.П. Дронов, В.Я. Ром География России: население и  хозяйство.
  3. Атлас для учащихся 9 класса.
  4. Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев Рабочая тетрадь «География России: хозяйство и географические районы.  К учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России: население и хозяйство России»
  5. Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать, а работать и писать.
Тихо сели. Начинаем наш урок.

(Проверить готовность учащихся к уроку)

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

– Сегодня на уроке мы должны  с вами закрепить знания по изученным экономическим районам   «Северный Кавказ. Урал. Поволжье».
– Давайте с вами попробуем определить цели нашего урока.
– Давайте обобщим все ваши цели и сформулируем  их следующим образом: (на слайде)

(Учащиеся сидят по рядам (по группам), в каждой группе по 6-7 человек, один из учеников – консультант. В группах – учащиеся, которые дома готовили характеристику какого-либо одного района).

1 группа – Северный Кавказ.
2 группа – Поволжье.
3 группа – Урал.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

I. Проверочная работа

На столах таблички с названиями экономических районов. Группы готовятся 2 минуты, обсуждая основные вопросы плана характеристики района:

  1. Основные МОК или отрасли специализации и проблемы этих отраслей.
  2. Проблемы района.
  3. Благоприятные для жизни людей территории.
  4. Санитарно-курортные зоны и рекреационные районы.

(По ходу выступления группы, все учащиеся заполняют таблицы)

Отрасли специализации

Благоприятные для жизни территории

Санитарно-курортные зоны и рекреационные районы

Проблемы района

Северный Кавказ
1. АПК.
2. Рекреационное хозяйство.
3. Топливная промышленность.
Весь район, кроме высокогорья. Черноморское побережье, Приэльбрусье, Кавминводы. 1. Экологическая (водная, Азовского моря, борьба с эрозией почв, политическая нестабильность, расширение морских портов).
Поволжье.
1. Гидроэнергетика.
2. Машиностроение.
3. ВПК.
4. Химическая.
5. АПК.
Весь район (но бывают и засухи, особенно в нижнем Поволжье). Берега Волги, Каспия. 1. Экологическая (загрязнение Волги).
2. Водная на юге района.
3. Конверсия.
Урал.
1. Металлургия.
2. Машиностроение тяжелое.
3. Химическая.
4. ВПК.
5. Лесная.
Юг Урала, Предуралье, Средний Урал. Озера Челябинской области 1. Экологические (водная, загрязнение воздуха, радиационное загрязнение).
2. Конверсия ВПК.
3. Реконструкция старых предприятий.

Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из заполненной вами таблицы?  (В каждом из этих районов накопилось множество разнообразных проблем. Но, без сомнения, главная из них – экологическая).

Учитель: А теперь, у нас ребята  готовили индивидуальные проекты по решению данных проблем.  (Учащиеся работали дома с учебником под редакцией  В. П. Дронова и В. Я. Рома и выясняли основные проблемы, характерные для каждого экономического района, а также пути решения проблем. Поэтому работать на данном этапе было легко, потому  что дети смогли назвать все пути решения названных проблем)

4. Повторение и анализ основных фактов, событий и явлений

II. Определить район

(Всем учащимся поочереди  подойти к столу, взять карточку с указанной характеристикой  одного из районов, и пока учитель считает до 5, нужно встать у стола с табличкой экономического района, к которому относится признак. Затем учащиеся читают признаки района по своим карточкам).

Примеры вопросов на карточках.

  1. Самый многонациональный район.
  2. В состав района входя 7 республик.
  3. Отрасль специализации  - АПК.
  4. Гидроэнергетика – отрасль специализации.
  5. Вы живете на территории этого экономического района.
  6. Это основной рекреационный район России.
  7. Район граничит с Западно-Сибирским экономическим районом.
  8. Осью района является Волга.
  9. Самый южный район.

Вопросы на карточках (работа со слабоуспевающими учащимися)

Для Северного Кавказа:

  1. На этой территории проживает 17 млн. чел.
  2. Этот район омывается водами Азовского и Каспийского морей.
  3. К народам этой территории относятся ингуши, чеченцы, адыгейцы.

Для Поволжья:

  1. Этот район имеет благоприятные природные условия: равнинный рельеф, теплый климат, плодородные почвы.
  2. Основными центрами автомобилестроения являются Набережные Челны, Тольятти.
  3. В национальном составе преобладают русские.

Для Урала:

  1. Здесь 69 тысяч рек, но острейшая проблема – водная. Причина проблемы маломощность рек; неравномерность распределения водных ресурсов и др.
  2. Этот район вытянут с севера на юг, и является границей между Европой и Азией.
  3. Центрами черной металлургии являются Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Новотроицк.

III. Географическая номенклатура

  1. По легенде здесь в мешке, в котором БОГ  нес драгоценности, получилась дырка и много их просыпалось в этот удивительный край (Уральские горы).
  2. Самый курортный район России (Северный Кавказ).
  3. Тольятти – это… (центр автомобилестроения в Поволжье).
  4. Соликамск – это… (центр производства калийных удобрений на Урале).

Определить экономический район по набору характеристик:

Поволжье

  • Отрасль специализации – гидроэнергетика;
  • АПК имеет важное  значение;
  • Машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;
  • На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

Северный Кавказ

  • Район  отличается многонациональным составом населения;
  • Население размещается неравномерно;
  • Высокая плотность сельского населения;
  • АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли хозяйства.

Урал

  •  Богатые минеральные ресурсы;
  • Металлургическая база-старейшая в стране;
  • Развито тяжелое машиностроение;
  • Основная проблема – экологическая.

Не глядя на карту, выбери правильный ответ:

1. Какая республика находится восточнее – Башкортостан или Удмуртия?
2. Какая область находится западнее – Самарская или Волгоградская?
3. Каспийское море омывает республику Калмыкию или Свердловскую область?
4. Река Белая протекает по территории республики Башкортостан или республики Дагестан?
5. Какое озеро расположено севернее – озеро Баскунчак или озеро Эльтон?

– А теперь традиционно давайте обратимся  к рубрике «Знаете ли вы свою страну?»

Знаете ли вы свою страну

1. Здесь проживают два народа, относящихся к разным языковым семьям. Название одного из них закрепилось в обозначении верхней одежды, которую носят все народы Северного Кавказа. Здесь находятся  всемирно известные курорты Теберда и Домбай.  ( Карачаево-Черкесская республика)

2. Областной центр – «город-герой», в прошлом был известен под именем Царицы. Затем – Сталинград. В городе – мощная ГЭС, тракторный и алюминиевый заводы  (Волгоград)

3. Этот край называют житницей страны. Здесь располагается единственный в России район с субтропическим климатом и крупнейшей нефтеэкспортный порт. Это один из главных санаторно-курортных регионов страны.   ( Краснодарский край)

(Подвожу итоги нашей деятельности на уроке. Говорю ребятам о том, что все те знания, которые вы получили на уроках, а сегодня закрепили, проверяются и в экзаменационных заданиях  ГИА. В 9 классе из 23 человек сдавать географию в форме ГИА выбрали 14 человек).

5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизаций знаний

ГИА                                       (взаимопроверка – поменяться тестами)

Часть А.

1) Какая из перечисленных областей входит в состав Поволжского экономического района?

  1. Тверская
  2. Ярославская
  3. Нижегородская
  4. Пензенская

2) Какое утверждение о Северо-Кавказском экономическом районе является ошибочным?

  1. Северный Кавказ – самый многонациональный район Российской Федерации
  2. Крупнейший город Северо-Кавказского экономического района – Ростов-на-дону
  3. Средняя плотность населения на Европейском Юге составляет 50 чел./км. Кв.
  4. Северо-Кавказский экономический район имеет выход к побережьям двух морей.

3) Какое из перечисленных утверждений является верным?

  1. Восточные склоны Урала увлажнены в 2,5 раза больше, чем западные.
  2. Главные промышленные центры Урала сосредоточены в его северной части.
  3. В состав уральского экономического района входят республики Удмуртия и Башкирия.
  4. Граница Европы и Азии проходит по меридиану 60° восточной долготы (Уральский меридиан)

4) Крупнейшим по численности населения городом Европейского Юга является

  1. Краснодар
  2. Ставрополь
  3. Махачкала
  4. Ростов-на-Дону

5) Что составляет основную часть топливных ресурсов Поволжья?

  1. Каменный уголь
  2. Бурый уголь
  3. Горячие сланцы
  4. Нефть

6) Рекреационный комплекс Сочи находится на территории

  1. Ставропольского края
  2. Ростовской области
  3. Республики Дагестан
  4. Краснодарского края

Часть Б.

1. Выберите из перечисленных промышленных центров Поволжья три, в которых размещены предприятия по производству аэрокосмической техники. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Астрахань
  2. Балаково
  3. Самара
  4. Новокуйбышевск
  5. Казань
  6. Саратов

2. Установите соответствие между языковой семьей и народом, который к ней относится.

Языковая семья                                        Народ

1. Индоевропейская                                    а) удмурты
2. Алтайская                                                 б) осетины
3. Северокавказская                                     в) ингуши
                                                                       г) карачаевцы

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

                            1                                                         2                                                         3                            
     

3. Как называется город на Урале, в котором в годы первой пятилетки был построен крупнейший металлургический комбинат полного цикла?

Ответ:_____________

Ответы к  тесту                         Часть А                     Часть В

                                                        1. 4                            1. 3, 5, 6
                                                        2. 4                            2. 1Б, 2Г, 3В
                                                        3. 3                            3.  2, 4, 5
                                                        4. 4
                                                        5. 3
                                                        6. 4

(Ответы на слайде. КРИТЕРИИ: кто отвечает только на вопросы  части  А получает оценку «3», кто выполняет часть А с двумя ответами части Б, тот – «4», кто на все вопросы отвечает  правильно, тот получает оценку «5»)

6. Подведение итогов урока

(Подвожу итоги деятельности учащихся на уроке. Все учащиеся,  в том числе и слабоуспевающие получили на  уроке  оценки).

Учитель: Вернемся к тем целям, которые ставили в начале урока. Мы сумели достичь все цели? Что нам в этом помогло?  Молодцы, ребята!

7. Домашнее задание: повторить темы «Урал. Поволжье. Северный Кавказ»

– Спасибо за работу на уроке! До свидания!