Внеклассное мероприятие по математике и информатике. Игра "Счастливый случай". 9-й класс

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа

Класс: 9


Оборудование:

  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • запись мелодии “Счастливого случая” (включается перед началом игры и каждым геймом);
  • 2 набора цифр (для подсчета очков каждой команды);
  • плакат с изображением лошадки;
  • плакаты с названием геймов;
  • подкова на подставке, одноминутные песочные часы;
  • бочка с бочонками.

Форма проведения: игра-соревнование двух команд.

Цель: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

  • Образовательные – повторение и закрепление знаний, полученных на уроках математики и информатики; развитие межпредметных связей; углубление знаний учащихся; повышение интереса учащихся к математике и информатике.
  • Развивающие – развитие умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ и применение полученных знаний; развитие логического мышления.
  • Воспитательные – воспитывать уважение к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умение работать в команде.

Вступление.

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех на игре “Счастливый случай”.

Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.

Ребята, вы уже неоднократно принимали участие в разных мероприятиях, но вот в игре “Счастливый случай” по математике и информатике многие из вас участвуют впервые. Поэтому в качестве девиза состязания мы возьмем следующие слова:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Итак, наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. Сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам — учащимся 9-го класса.

1-й Гейм "Дальше, дальше.

Вопросы первой команде:

  1. Число, которое обращает уравнение в верное равенство (корень).
  2. Третья степень числа (куб).
  3. 1000 метров – это 1... (километр).
  4. Первая буква греческого алфавита (альфа).
  5. 1/180 часть развернутого угла (градус).
  6. Множество точек прямой, расположенных между двумя данными (отрезок).
  7. Наименьшее натуральное число (один).
  8. Французский ученый, который ввел современную систему координат (Декарт).
  9. Часть окружности (дуга).
  10. График функции У=5/Х (гипербола).
  11. Треугольник, у которого две стороны равны (равнобедренный).
  12. Дробь называется правильной, если... (числитель меньше знаменателя).
  13. Если прямые не пересекаются, то они ... (параллельные).
  14. Сумма смежных углов ...(180 градусов).
  15. Луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам... (биссектриса).
  16. В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию является... (биссектрисой и высотой).
  17. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу... (гипотенуза).
  18. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
  19. 6 : 2 = 3, 2 – это... (делитель).
  20. Сумма длин сторон многоугольника... (периметр).

Вопросы второй команде:

  1. Наибольшее натуральное число (нет).
  2. Вторая степень числа (квадрат).
  3. 1000 граммов – это 1... (килограмм).
  4. 1/100 часть числа (процент).
  5. Вторая буква греческого алфавита (бета).
  6. Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр).
  7. Вторая координата точки (ордината).
  8. Древнегреческий ученый, теорема которого является основной для прямоугольного треугольника (Пифагор).
  9. От него зависит количество решений квадратного уравнения (дискриминант).
  10. График функции Y=Зx*x (парабола).
  11. Параллелограмм, у которого все углы прямые (прямоугольник).
  12. Дробь называется неправильной, если ... (числитель больше знаменателя).
  13. Утверждение, принимаемое без доказательства (аксиома).
  14. Вертикальные углы... (равны).
  15. Прямые, пересекающиеся под прямым углом, ... (перпендикулярные).
  16. Множество точек, равноудаленных от данной точки (окружность).
  17. Сумма углов треугольника (180 градусов).
  18. Натуральные числа, им противоположные и ноль ... (целые числа).
  19. 8 * 3 = 24, 24 – это ... (произведение).
  20. Произведение трех измерений параллелепипеда (объем).

(Номер художественной самодеятельности.)

2-й Гейм “Заморочки из бочки”.

Вопросы первой команде:

1. На лужайке паслось 90 телят и гусей. Всего у них было 256 ног. Сколько было телят и сколько гусей?

2. Можно ли из 36 спичек, не ломая их, сложить прямоугольный треугольник?

3. Старинная задача Один господин написал о себе : " ... пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на ногах десять ... "Почему он такой урод ?

4. Не нарушая последовательности цифр 1,9,9,8,употребляя знаки действий и скобки, получить число 8.

5. Решить анаграммы и исключить лишнее слово: чул, резоток, рипетрем, мапряя.

6. Задача древней Греции.

– Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы ?
– Вот сколько – ответил философ, – половина изучает математику, четверть музыку .седьмая часть пребывает в молчании и, кроме того, есть еще три женщины.

7. Восстановить запись:

8. Текстовый редактор может выполнять следующие операции:

  • создание графических изображений;
  • редактирование текста;
  • выполнение сложных математических расчетов.

Ответ: (редактирование текста).

9. Пакет прикладных программ, предназначенный для хранения и обработки больших объемов данных, называется:

  • база данных;
  • язык программирования;
  • операционная система.

Ответ: (база данных) – а точнее – система управления базами данных.

10. Что является программой – оболочкой:

  • Бейсик;
  • NORTON COMMANDER.

Ответ: (NORTON COMMANDER).

11. Программы создания и редактирования на ЭВМ рисунков, диаграмм, чертежей и других графических изображений называются…

Ответ: (графическими редакторами).

12. Назовите устройство, которое является “мозгом” и координирующим центром компьютера.

  • видеокарта;
  • процессор.

Ответ: (процессор).

13. Является ли клавиатура устройством ввода информации?

  • да;
  • нет.

Ответ: (да).

14. Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация, находящаяся в ПЗУ?

  • да;
  • нет.

Ответ: (нет).

15. Назовите устройство вывода информации:

  • клавиатура;
  • дисковод;
  • мышь.

Ответ: (дисковод).

16. Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память?

  • да;
  • нет.

Ответ: (нет).

Вопросы второй команде:

1. Как прямоугольник со сторонами 2 см. и 10 см. разрезать на 5 частей, чтобы из них можно было составить квадрат ?

2. Отец привез из сада яблоки. Дети спросили, сколько штук яблок он привез. Отец ответил, что он их не считал, но когда перекладывал по 2,по 3, по 4, по 5, по 6, по 7,то каждый раз оставалось одно яблоко. Какое наименьшее число яблок мог привести отец ?

3. Растет дуб, у него 12 сучков,52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое ?

4. Не нарушая последовательности цифр 1,9,9,8, употребляя знаки действий и скобки, получите число 10.

5. Решить анаграммы и исключить лишнее слово :гукр, метиандр, далор, чул.

6. Задача А.Ф.Магницкого.

Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно если, в колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь?

7. Восстановить запись:

8. С помощью графического редактора можно выполнять следующие действия:

  • рисовать;
  • построить чертеж;
  • выполнить вычисления.

Ответ: (рисовать, построить чертеж).

9. Электронные таблицы предназначены для:

  • создания картинок
  • математических расчетов
  • записи текстов.

Ответ: (математических расчетов).

10. Что является программой-оболочкой:

  • MS DOS;
  • WINDOWS.

Ответ: (WINDOWS).

11. База данных – это:

  • пакет прикладных программ;
  • редактор шрифтов;
  • печатающее устройство.

Ответ: (пакет прикладных программ).

12. К устройствам ввода или вывода относится монитор?

  • вывода;
  • ввода.

Ответ: (вывода).

13. Является ли принтер устройством ввода информации?

  • да;
  • нет.

Ответ: (нет).

14. Какие виды внутренней памяти Вы знаете?

  • ОЗУ;
  • ПЗУ;
  • ПЗУ, ОЗУ.

Ответ: (ПЗУ, ОЗУ).

15. Что относится к внешней памяти компьютера?

  • монитор;
  • принтер;
  • магнитный диск.

Ответ: (магнитный диск).

16. Сохраняется ли информация в ОЗУ, если отключить от сети компьютер?

  • нет;
  • да.

Ответ: (нет).

(Номер художественной самодеятельности.)

3-й Гейм “Ты мне, я тебе”.

Вопросы первой команде:

1. Не переставляя цифр 6, 5, 4, 3, 2, 1, а только вписывая, где считаете нужным, знаки действий и скобки получите в результате 26. (26 = 6 + 5*4 + 3 – 2 –1)

2. Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги схватили три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну? (Повар сидел на стуле, имеющим тир ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу).

3. Автобус выехал из гаража:
на первой остановке в автобус вошли 30 человек,
на следующей – зашли 15, а вышло 13.
потом зашло 18,а вышло 8, затем зашло 28 человек.
на следующей зашло 14, а вышло 17.

Сколько остановок проехал автобус? (5 остановок)

4. Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке. (4000 байт).

5. Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000? (24).

6. Укажите наименьшую единицу измерения информации. (1 бит).

7. Сколько мегабайт в одном гигабайте? (1024).

8. Выразите в байтах 2 килобайта. (2048).

9. Выразите в битах 5 байт.(40 бит).

10. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта? (256).

11. Сколько байт информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта? (256).

Вопросы второй команде.

1. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице? (две – у мельника)

2. Как записать 31 пятью тройками? (31 = 33-3+3/3; 31 = 33-(3+3)/3)

3.

Вопрос: Сколько лет может прожить свинья ? (20 лет)

4. Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объем информации оно содержит? (600 байт).

5. Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101? (21).

6. Сколько бит в одном байте? (8).

7. Сколько байт в одном килобайте? (1024).

8. Выразите в битах 12 байтов. (96 бит).

9. Выразите в байтах 5 килобайт. (5120).

10. Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах? (160 бит).

11. Какой объем информации содержится в сообщении “В английском алфавите 26 букв?” (29 байт).

(Номер художественной самодеятельности.)

4-й.Гейм “В одной связке”.

Человек, который будет вести 4 гейм – энергичный, жизнерадостный, остроумный, окончив нашу школу, поступил в педагогический университет.

После учебы в университете, вернувшись в родную школу, работает учителем. Кто это?

Приглашаем его к микрофону.

Даны две колонки – части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания.

  1. Администратор
  2. База
  3. Глобальная
  4. Жесткий
  5. Двухмерный
  6. Математическая
  7. Виртуальная
  8. Графический
  9. Двоичный
  10. Алгоритм
  11. Загрузочная
  12. Информационные
  13. Звуковая
  14. Искусственный
  15. Кодирование
  16. Линейный
  17. Корневой
  18. Лицензионная
  1. сеть
  2. массив
  3. каталог
  4. данных
  5. сети
  6. диск
  7. технологии
  8. дискета
  9. информации
  10. файл
  11. алгоритм
  12. программа
  13. редактор
  14. Евклида
  15. модель
  16. интеллект
  17. память
  18. колонка

(Номер художественной самодеятельности.)

5-й Гейм “Гонка за лидером”.

Вопросы первой команде:

  1. Что тяжелее : 1 кг. железа или 1 кг. ваты? (Одинаково.)
  2. Сколько останется углов в прямоугольнике, если один угол срезать?(5)
  3. Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами? (1111)
  4. Пуд – это сколько? (16,38 кг.)
  5. Какой знак надо поставить между цифрами 4 и 5,чтобы получилось
    число, больше 4-х, но меньше 5-ти ? (Запятая.)
  6. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок. У каждой из них было по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1 мужик.)
  7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  8. Сколько углов в квадратной комнате? (8)
  9. В семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3)
  10. У какой фигуры нет ни началами конца? (Окружность.)
  11. Чьи это слова “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит !” (М.В. Ломоносов)
  12. Может ли диагональ параллелограмма равняться его стороне? (Может.)
  13. Угол, равный 15 градусов, рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол? (15)
  14. Назовите простое составное число, (нет такого).
  15. 1 см.,1 дм. 1 м.,1 кг.,1 км. – какая единица лишняя? (1 кг.)
  16. Какая фигура имеет бесконечно много осей симметрии? (Окружность.)
  17. Сколько осей симметрии у печатной буквы “А”? (1)
  18. Самолет покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелет он совершит в 80 минут. В каком случае скорость самолета больше? (Одинаковая.)

Вопросы второй команде:

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (30 км.)
  2. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца?(7)
  3. Дюжина – это сколько? (12)
  4. Летела стая уток: одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между ними и три в ряд. Сколько летело уток? (3 утки)
  5. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (8 граней.)
  6. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа.)
  7. Если провести биссектрису угла, то сколько будет углов? (3 угла.)
  8. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи.)
  9. 1 см.2, 1 дм.2,1 л.,1 га – какая единица лишняя? (1 л.)
  10. Чьи это слова" Математика – это язык, на котором говорят все точные науки". (Н. И. Лобачевский)
  11. Можно ли построить равнобедренный треугольник, у которого высота, проведенная к основанию, равняется боковой стороне? (Нет.)
  12. Петух на 2-х ногах весит 4 кг. Сколько кг. он весит на одной ноге? (4 кг.)
  13. Что дороже : вагон, наполненный золотыми монетами по 5 руб., или половина вагона, наполненная золотыми монетами по 10 руб.? (Вагон, наполненный золотыми монетами по 5 руб.)
  14. Сколько осей симметрии у печатной буквы У. (Нет.)
  15. Назовите фигуру, имеющую 4 – и оси симметрии. (Квадрат.)
  16. Отец старше сына на 23 года. Через сколько лет сын будет моложе отца на 25 лет? (Разница остается постоянной – 23 года.)
  17. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (Нет, будет ночь.)
  18. У мальчика братьев нет, а у его сестры столько же братьев, сколько сестер. Сколько детей в семье? (3 человека.)

6-й Гейм “Все на поиски”.

Лишний термин.

В каждой из приведенных групп терминов один термин является, лишним. Найдите его.

  • Бейсик, французский, Си, Паскаль, Ассемблер.
  • Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель.
  • Дискета, С D – ROM , таймер, винчестер, магнитная лента.
  • Вирус, синус, косинус, тангенс.
  • Евклид, Морзе, Нортон, Менделеев, Паскаль.
  • Клетчатый, красный, зеленый, синий.
  • “Файл”, “Правка”, “Закраска”, “Сервис”, “Вид”.
  • Арифмометр, счеты, компьютер, калькулятор, пишущая машинка.
  • Сантиметр, килобайт, бит, терабайт.
  • Access, Excel, Word, Паскаль.
  • Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, манипулятор “мышь”.

Опознай пословицу

  1. Компьютер памятью не испортишь.
  2. Компьютер на столе не для одних только игр.
  3. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  4. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  5. В силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
  6. Мал микропроцессор, да дорог.
  7. Бит байт бережет.
  8. Вирус не грянет – пользователь не перекрестится.
  9. Хороша операционная система, да винчестер мал.
  10. Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

(Номер художественной самодеятельности.)

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Говорят, теперь машины
Могут все за нас считать.
Математику нам, значит,
Можно ли не изучать ?
Так ли это?
Нет, не так!
Математику и дома даже
Каждый должен знать!

Если ты идешь на рынок,
Хочешь что-то покупать,
Значит, ты с собой машину,
Для расчетов должен брать?

Нет, конечно, так нельзя,
Математика нужна
Если думать перестать,
Можно нам от всех отстать!
Мы привыкли – побеждать!

Чтоб престиж страны родной
Нам, ребята, поддержать,
Нужно нам девиз такой
Всем, друзья, сегодня взять:

Все: Математику учить!
Информатику любить!
Это нужные предметы,
С ними нужно дружно жить!

На этой торжественной ноте позвольте закончить нашу игру, поблагодарить:

  • участников;
  • организаторов игры;
  • учащихся, которые помогали в проведении игры;
  • гостей, которые пришли к нам в зал.