Классный час "Михайло Ломоносов – великий русский ученый"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: Познакомить обучающихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова.

Ход мероприятия

I. Орг. момент (просмотр фильма; 1,27 минут)

II. Вступление:

Красной нитью через всю историю передовой науки проходит стремление найти главные, фундаментальные законы, управляющие миром. На этом главном пути одержали много блистательных побед и русские ученые. Наблюдение, опыт и математический анализ были для них средством проникнуть в самую суть явлений. Русские физики создали множество замечательных теорий, правильность которых была подтверждена впоследствии новыми методами наблюдения и эксперимента.

Много славных имен оставил наш народ мировой науке. И среди них первым по праву стоит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему, великому мужу земли русской посвящаем наш урок. Человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшего в разных областях науки.

Ученик

“На берегах Ледовитого моря, – писал Белинский, – подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.

III. Сообщение о М.В. Ломоносове

1-й ученик

Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Денисовка, близ города Холмогоры, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.

2-й ученик

Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время гражданским книгам – славянской грамматике Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого, которые называл “вратами своей учености”.

Учась, Ломоносов сталкивается с трудностями, особенно после того, как в 1724 году отец привел в дом мачеху – Корельскую. Она не разделяла увлечения ребенка книгами, и ему приходилось читать тайком.

У Ломоносова не было возможности продолжать учение дома. В конце 1730 года 19-летний юноша, решив покинуть семью, против воли отца отправляется в Москву. Желание учиться было так велико, что отсутствие какой-либо поддержки и средств к существованию не изменило намерений.

3-й ученик

В январе 1731 года Ломоносова зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение. Он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Нелегко жилось Ломоносову, но полученная возможность учиться давала силы преодолевать трудности. Он писал о несказанной бедности: “...имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”.

4-й ученик

В 1735 году в числе лучших выпускников Ломоносова отправили в Петербургскую Академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю. Через год в числе трех наиболее способных студентов командируется в Германию для изучения горного дела, философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: “Молодой человек, с прекрасными способностями... Нисколько не сомневаюсь, что... со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству”.

5-й ученик

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и до конца своей жизни трудился в Петербургской Академии. В 1742 году его, зачисляют в штат сотрудников Академии наук, а в 1745 году утверждают в звании профессора химии.

В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством Ломоносов добивается открытия первой российской научной и учебной химической лаборатории.

Тогда же Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения.

V. Ломоносовская викторина

  1. Когда и где родился М.В. Ломоносов?

  2. Назовите первые учебники, по которым учился Михайло Ломоносов.

  3. Где и когда Ломоносов учился в Москве?

  4. Где Ломоносов продолжил свое образование после учебы в Москве?

  5. Какими языками владел М.В. Ломоносов?

  6. Когда была построена первая в России химическая лаборатория?

  7. Назовите основные открытия и идеи великого ученого-энциклопедиста.

  8. Когда был основан Московский университет?

  9. Приведите высказывания ученого о химии.

  10. Как Ломоносов называл молекулы и атомы?

  11. “Широко распростирает...”, – продолжите эту цитату. Кто ее автор?

Ответы викторины

  1. М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Даниловка Архангельской губернии.

  2. “Грамматика” М. Смотрицкого; “Арифметика” Л. Магницкого.

  3. В Москве Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии с 1731 по 1735 г.

  4. С 1735 года Ломоносов учился в Академическом университете в Петербурге, а в 1736-1741 годах продолжал образование в Германии.

  5. Ломоносов владел в совершенстве, кроме русс5ого и церковнославянского языка, – латинским, немецким и французским. Кроме того, мог читать и на других языках.

  6. Первая химическая лаборатория в России была построена и оборудована по проекту М.В. Ломоносова в 1748 году.

  7. М.В. Ломоносов развил атомно-молекулярное учение: обосновал теорию теплового движения молекул (корпускул) открыл принцип (закон) сохранения материи и движения; отверг теорию физической химии; выдвинул учение о цвете; открыл атмосферу на Венере; возродил производство цветных стекол и искусство мозаики; опубликовал труды по минерологи, металлургии, географии, истории, литературе, языкознанию и т.д.

  8. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

  9. “Химия – наука изменений, происходящих в смешанном теле”. “Химическая наука рассматривает количества и изменения тела”. “Практическая часть химии состоит в историческом познании изменений смешанного тела. Теоретическая часть химии состоит в философском познании изменений смешанного тела. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”.

  10. Атомы М.В. Ломоносов называл элементами, а молекулы – корпускулами.

  11. “Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания”. (Отрывок из доклада М.В. Ломоносова “Слово о пользе химии”, прочитанного 6 сентября 1751 года “в публичном собрании императорской Академии наук”).

VI. Имя Ломоносова на карте мира (отметить на карте мира расположение данных мест)

  1. Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В. Ломоносов – русский ученый-естетствоиспытатель, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший фундамент современного русского литературного языка; художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

  2. Возвышенность Ломоносова (плато в центральной части острова Зап. Шпицберген, принадлежит Норвегии). Средняя высота около 1000 м. Названа так отрядом Русско-шведской экспедиции по измерению градуса меридиана под руководством Ф.Н. Чернышева, посещавшего возвышенность Ломоносова в 1899 г. и 1900 г.

  3. Хребет Ломоносова (подводный хребет в Северном Ледовитом океане). Простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Элсмир в Канаде, протяженность которого примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается над дном океана на 3300-3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 м. Открыт в 1948 г. советскими высокоширотными экспедициями.

  4. Город Ломоносова (Ленинградская обл.). Пристань на южном берегу Финского залива. Железнодорожная станция в 40 км к западу от Ленинграда. В 1955 г. в городе установлен памятник М.В. Ломоносову.

  5. Течение Ломоносова (под поверхностное экваториальное течение в Атлантическом океане). Направлено вдоль экватора на восток на глубине от 50 до 200 м. Максимальная скорость достигает 120 см/с на глубине 80-100 м. Течение Ломоносова является важным звеном общей системы циркуляции вод в экваториальных широтах Атлантического океана. Открыто в 1959 г. советской экспедицией судна “Михаил Ломоносов”.

  6. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – крупнейший вуз СССР, один из центров мировой науки. Основан по замыслу и плану М.В. Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс. иностранцев из 105 стран мира. В 1940 г. МГУ присвоено имя М.В. Ломоносова. В университете учились А.Н. Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М. Муравьевы, И.Д. Якушкин, С.Л. Трубецкой, П.Г. Каховский; известные революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Л. Огарев, выдающиеся деятели русской культуры Д.Л. Фонвизин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, А.Л. Островский, А.П. Чехов, К.Д. Ушинский, В.Л. Немирович-Данченко и многие другие.

(Источник информации: Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд. М., 1974. Т. 15. С. 9-11.).

VII. Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся

  1. Любой век, любая эпоха нашей народней жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

  2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

  3. Соединяя необыкновенную силу воли (необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвешения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной cтрастей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образец классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истошные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

  4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

  5. На берегах Ледовитого моря, подобно с верному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

  6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

  7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

1. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека... Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания гонять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительно легкостью постигая его (А.И. Герцен).

2. Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет – что год, то пышней!
Мы уж дети его -
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,
И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит:
Память вовек Ломоносову!

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

3. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием... Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для свое “ Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

4. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Всвилов).

5. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.И. Радищев).

6. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

VIII. Итог урока:

“Ломоносов был великим человеком... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

Презентация

Видео о Ломоносове

Приложение 4

М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ

  1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
  2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов
  3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: “Бог так сотворил”, и сие дав в ответ вместо всех причин.
  4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
  5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
  6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
  7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.
  8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.
  9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.
  10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувш ее деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грьнение древности презирает.
  11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
  12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.