Урок окружающего мира "Правила дорожного движения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить понимать сигналы светофора,
  • приобретать знания безопасного перехода улиц,
  • повторить правила поведения в транспорте.

Оборудование: рисунки светофора, макет трамвая, дорожные знаки, выставка книг.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы не можем представить свою жизнь без четырёхколёсных друзей человека - автомобилей. Порой кажется, что автомобилей на улицах города больше, чем пешеходов. А уж о разнообразии средств передвижения и говорить не приходится: по дорогам мчатся машины - легковые, грузовые, пожарные, санитарные…

На нашем уроке мы поговорим о соблюдении правил дорожного движения. Чтобы не попасть в беду, надо знать и соблюдать их. А ещё мы поговорим о верных друзьях пешеходов и водителей – дорожных знаках и светофоре.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.

Учитель и дети (хором).

На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться.

Учитель: Ребята, скажите для чего нужно изучать и знать правила дорожного движения? Нужен ли светофор?

Дети: Чтобы быть грамотными пешеходами и водителями, мы должны изучать знаки как часть правил дорожного движения – дорожной грамоты.

Учитель: Порой мы забываем, что дорога может стать местом неприятного происшествия. С лихачом, проказником или просто невнимательным человеком там может случиться беда. Чтобы дорога оставалась безопасной, люди придумали правила дорожного движения. Все они служат, чтобы дорога дарила нам добро. Это возможно, если все участники станут соблюдать эти правила. В нашем путешествии мы расширим и пополним знания по правилам дорожного движения, которые являются самыми надёжными помощниками и защитниками нашей жизни от опасностей и неприятностей, подстерегающих нас на улицах и дорогах.

Для начала такое задание будет: я задаю вопросы, если знаете ответ, поднимаете карточку зелёного цвета.

Учитель:

В два ряда домики стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.

Дети: Улица.

Учитель:

Маленькие домики по улицам бегут.
Мальчиков и девочек домики везут.

Дети: Автобус, троллейбус.

Учитель:

Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.

Дети: Дорога.

Учитель: Молодцы! На каком транспорте вы любите передвигаться по дороге?

Ответы детей.

Учитель: Какие виды городского транспорта вы знаете?

Дети: Троллейбус, автобус, трамвай, машина, метро.

Учитель:

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чём же мы с вами, ребята, поедем?

Дети: Трамвай.

Макет трамвая вывешивается на доску.

Учитель предлагает детям “прокатиться” на трамвае: У трамвая есть двери, чтобы входить и выходить на остановках. “Двери открываются” (руки разводят в стороны, помогают голосом), ш- ш – ш… А про колёса забыли? Без них даже сказочный трамвайчик не двигается. А стучать колёса будут вот так (топают с усилением звука). Стоп! Молодцы! Когда мы идём по улице, мы кто?

Дети: Пешеходы.

Плакат: пешеходы идут через дорогу.

Учитель: А когда мы едем в трамвае или в другом транспорте, мы кто?

Дети: Пассажиры.

Учитель: Как должен себя вести в транспорте пассажир?

Дети: Не кричать, не толкаться, уступать места старшим.

Учитель: Итак, в путь! (Двери закрываются, звенит звонок). Стоп! (Остановка). Двери открываются! Ш-ш-ш-ш... Остановка! Скажите, как называется дорожка, по которой идут пешеходы?

Дети: Тротуар.

Учитель: А как называется место, где пересекаются улицы и дороги?

Дети: Перекрёсток.

Учитель: Молодцы! Едем дальше! Но что это?

Висит “колдун” трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Тремя глазами сразу.

Что это за “колдун”?

Дети: Светофор.

Учитель:

Светофор – наш лучший друг!
Это знают все вокруг!
Он расскажет вам, друзья,
Правила движения.

Учитель: Остановка! Скажите, какие цвета есть у светофора? Что они обозначают?

Ответы детей.

Учитель:

Если свет зажёгся красный –
Стой! Нельзя идти, опасно!
Жёлтый - скажет пешеходу:
“Приготовься к переходу!
Подожди на жёлтый свет,
А пока прохода нет”.
Свет зелёный говорит:
“Проходите – путь открыт!”

Учитель: А сейчас нам надо раскрасить светофор, который находится у вас на партах.

Дети раскрашивают рисунки.

Учитель: Молодцы! Справились хорошо с заданием! Едем дальше! На пути переезд.

Будь внимателен всегда
Там, где ходят поезда!
И все правила движения
Выполняй без возражения!

(Открываем дорожный знак - переезд).

Учитель: Остановка! Вот мы видим “зебру” - что означает этот знак?

Дети: Это пешеходный переход.

Учитель: Да, а как пользоваться пешеходным переходом?

Дорогу так переходи:
Сначала влево погляди,
Потом, дойдя до середины,
Проверь, что справа нет машины.
На переходе не зевай,
Не шали и не играй!

Учитель: Вот и станция наша! Спешим сойти с нашего волшебного трамвайчика. А как же будем обходить трамвай?

Если трамвай стоит на пути.
Спереди надо его обойти.
А вот троллейбус и автобус
Сзади обходи.
И всех ребят знакомых
Скорее научи!

Учитель: На нашем пути, на дорогах встречается много специальных знаков, которые должны знать как пассажиры, так и водители. А какие группы дорожных знаков вы знаете?

Дети: Предупреждающие, запрещающие, разрешающие.

Учитель:

Дорожные знаки
Учись понимать.
Тогда о дороге
Ты всё будешь знать.

Открываем таблицы с дорожными знаками. Дети по очереди выходят, показывают знак, рассказывают, для чего он нужен.

1-й учащийся:

Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.

Этот знак запрещает движение пешеходов – запрещающий.

2-й учащийся:

Круглый знак, а в нём – окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь – свалка кирпича?

Этот знак запрещает въезд автомобилей, предупреждает об опасности.

3-й учащийся:

В треугольнике шага,
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода,
Берегите пешехода.

Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет наземный пешеходный переход.

4-й учащийся:

Только я для пешехода
Знак на месте перехода.
В голубом иду квадрате –
Переходоуказатель.

Этот знак показывает, что в данном месте пешеходы могут переходить дорогу.

5-й учащийся:

Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.

Этот знак для водителей машин и обозначает место парковки. Здесь можно оставить свои машины.

6-учащийся:

Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята.

Этот знак предупреждает водителей, что рядом школа или детский сад - нужно сбавить скорость. А называется он “Осторожно, дети!”

Итог урока

Учитель: Сейчас повторим группы дорожных знаков. Я буду показывать знак, а вы карточки. Если разрешающий – зелёный цвет, предупреждающий – жёлтый, запрещающий – красный.

Дети работают.

Учитель: Молодцы, урок наш не прошёл напрасно. Все знания вам пригодятся в жизни. В классе организована выставка книг по правилам дорожного движения, для вас, ребята.

Литература

  1. “Раскраска Умный карандашик – Наш друг светофор”. Составитель Захарова О., ООО “Современная школа”, г. Минск, 2010 г.
  2. Газета “Начальная школа” № 39, 2000 г.