Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству "Рукоделие. Кружевные тайны квилинга"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методическое обеспечение

Формы, методы и технологии, используемые в программе

При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.

Методы проведения занятий:

Словесные

В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.

Наглядные

Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).

Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.

Практические

Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)

Педагогические технологии

При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.

Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.

Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся I - года обучения:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.

Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;

Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по городу и области, различных мероприятиях проводимых клубом, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Тема занятия

Творческая работа

Основной материал

Кол-во часов

I

Вводный блок

 

 

Т

П

В

1

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

 

 

3

-

3

II

Материал — бумага

 

 

 

 

 

1

Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Как родилась бумага.

Обработка бумаги

Бумага, ножницы, клей

1

2

3

III

Конструирование

 

 

 

 

 

1

Практика создания основных элементов квиллинга:

  • ролл, спираль, замкнутая спираль, конус
  • капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга
  • квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна,
  • лапка, стрела
  • сердце, рога, нота, элемент S.

Бумага, ножницы, клей

1

2

3

2

Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.

 

Бумага, карандаш, линейка

1

2

3

3

Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг

Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики.

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

3

4

4

Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг

Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

3

4

5

 Изготовление двойных бахромчатых цветов.

Двойная хризантема

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка

0,5

1,5

2

6

Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц.

Розочки

Офисная цветная бумага, фигурные ножницы, клей, линейка

1

1

2

7

Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги

Розочка

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

1

2

8

Изготовление различных форм листьев

Листики большие и маленькие, прямые и изогнутые

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

1

2

9

Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу

«Цветочная поляна», «Букет для мамы»

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

2

2

4

10

Изготовление животных в технике квиллинг.

 

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

3

4

11

Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу

«Зоопарк», «Мишки на севере»

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка

0,5

3,5

4

12

Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги.

«Косолапый мишка», «Дружные утята»

Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

3

4

13

Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают задания из предло-женных тем.

«Торт из гоф. бумаги. «Караблик»

Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка

1

5

6

14

 Изготовление сувениров к праздникам.

Работа по желанию ребёнка

Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка

1

3

4

15

Посещение выставок прикладного творчества.

 

 

6

 

6

16

Итоговое занятие

 

 

0,5

1,5

2

 

Итого часов:

 

 

 

 

 

Содержание образовательной деятельности I-го года обучения

№ п/п

Название темы

Т

П

I

Вводный блок

 

 

1

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

-

II

Материал — бумага

 

 

1

Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

2

2

III

Конструирование

 

 

1

Практика создания основных элементов квиллинга:

  • ролл, спираль, замкнутая спираль, конус
  • капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга
  • квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна,
  • лапка, стрела
  • сердце, рога, нота, элемент S.

2

2

2

Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.

1

1

6

Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг.

Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики.

1

3

8

Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики

1

3

9

 Изготовление двойных бахромчатых цветов.

0,5

1,5

10

Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц.

1

1

11

Изготовление различных форм листьев.

 

 

12

Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу

 

 

13

Изготовление животных в технике квиллинг.

«Лев, медведь, заяц, жираф, обезьяна»

 

 

14

Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу

 

 

15

Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги. «Косолапый мишка», «Дружные утята»

 

 

16

Посещение выставок прикладного творчества.

 

 

17

Итоговое занятие

 

 

Список используемой литературы

  1. В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
  2. Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
  3. Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
  4. Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.